Рекомендуем:
Дорогой кормилец наш,
Сокол одноглазый,
Ты смотри, на абордаж
Попусту не лазай.
Без нужны не посещай
Злачные притоны,
Зря сирот не обижай —
Береги патроны.
Без закуски ром не пей:
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.
Э. Успенский
С древнейших времен у человека было три мечты: жить вечно, летать, как птица, и играть по сети в “Пиратов”. И вот еще одной великой мечтой стало меньше...
Обратите внимание: именно в “Пиратов”, а не, скажем, в “Корсаров” (при всем моем уважении к “Акелле” и полигональному такелажу на еще более полигональном рангоуте). Великое детище Сида было прекрасно, в частности, тем, что в неизреченной простоте своей доступно абсолютно любому. Можно посадить за Pirates! восьмидесятилетнего пигмея из племени Большого Баобаба, и через час он пойдет на абордаж фрегата, вопя “Sail ho!” с подлинным ливерпульским прононсом.
Воспроизводить успех пытались многие, и пожинали на этом поприще достаточно лавра, чтобы на год снабдить пряной приправой все столовые Москвы. Однако идеальной простоты не возникало. Не возникало и живого моря, которое бороздили бы самые разные, но на удивление живые капитаны под всевозможными флагами.
До недавнего времени — не возникало.
Как вы уже, без сомнения, догадались, наш сегодняшний гость — именно те самые, долгожданные, онлайновые “Пираты”. Правда, делал их не Сид Мейер, но, право же, авторы проявили глубочайшее уважение к трудам мэтра. В сущности, если вы играли в Pirates!, вам покажется знакомой больше половины игры. Уважение было так глубоко, что даже графика... почти не изменилась с тех давних пор. Ну что ж, все не без недостатков.
Это важно: руководство написано на основе бета-версии; к моменту финального выпуска, который ожидается месяцев через пять, многое может измениться. Но, если честно, основные механизмы вряд ли сильно мутируют.
Все желающие могут опробовать игру, установив клиентскую программу с диска октябрьского номера “ЛКИ” (раздел “Демо-версии”). Когда работы по тестированию закончатся, удовольствие, по всей видимости, станет платным, но пока можно вволю порезвиться.
Кстати, персонажей по завершении бета-теста обещали не удалять!
Правила поведения на воде
После того как вы выбрали себе нацию и имя (об этом чуть позже), вы оказываетесь в “новичковом” порту и вольны выходить в море.
Это делается простым нажатием кнопки Cast off (в левой верхней части экрана), после чего ваш корабль появляется на волнах. Управление им по умолчанию делается стрелками (хотя кнопка N переключает управление на мышь, это не слишком удобный режим). Стрелка “вверх” подымает паруса (они могут быть в трех состояниях — все опущены, подняты частично, подняты целиком), стрелка “вниз” — опускает. Стрелки “влево” и “вправо” отвечают за повороты.
Для движения никаких особых команд отдавать не надо: ваш корабль и так движется в сторону, в которую направлен его нос (если он не идет против ветра, тогда его может сносить). Чтобы остановить корабль, надо отдать якоря (кнопка с якорем наверху экрана).
Разумеется, скорость зависит от направления ветра, но не только: она зависит и от ранее набранной скорости, что делает игру более увлекательной. Не стоит в бою поворачивать через линию встречного ветра; лучше поверните через фордевинд, повернувшись на миг к ветру кормой, и разгонитесь как следует.
В плавании можно находиться в одном из трех режимов: торговля, бой и абордаж. Переключение между ними задается клавишами 2, 3 и 4 соответственно. В режиме торговли вы при контакте с чужим кораблем пытаетесь завязать торг (этот же режим нужен для захода в город!). В боевом вы открываете пушечные порты и можете стрелять (в любом другом команды стрельбы просто игнорируются). При “наезде” на чужой корабль в этом режиме вы останавливаетесь, сбрасываете паруса и чуть-чуть повреждаете свое и чужое судно, но других последствий нет. В абордажном — высаживаетесь на палубу чужого корабля.
(Есть еще режим 1 — игнорирования всего — но он вам едва ли понадобится.)
Пирату на заметку: остерегайтесь столкновений с кораблями других игроков. Тем самым вы можете разозлить изначально нейтрального к вам персонажа и получить в борт залп из дюжины стволов. Доказывайте потом на дне осьминогам, что ничего дурного в виду не имели... А главное — не врезайтесь в бою ни в противника, ни в союзника. Потеряете скорость (если вместе с союзником — это вообще смерть) — и самый дохлый шлюп надает вам по первое число.
Если вы вообще допускаете возможность боя (а то бывают пацифисты, которые в принципе без пушек ходят...), всегда, когда не задумываете немедленно торговать или делать абордажную высадку, ходить в режиме боя (клавиша 3). На подготовку корабля к стрельбе нужно время.
Старайтесь проводить в море (и на собственном корабле, а не на спасательном плотике!) как можно больше времени: это приводит к тренировке самого важного навыка — навигации.
Что еще плавает по морю?
Вокруг немало кораблей всех четырех “классических” наций (Испания, Англия, Франция, Голландия), которые идут куда-то по своим делам. Кроме того, есть всяческие акулы, рыбы, мелкие белые блохи АКА чайки и так далее, но они служат в основном украшением пейзажа (впрочем, рыбак может принести больший улов там, где идет косяк рыб).
Корабли игроков называются просто именем капитана, компьютерных персонажей — именем в квадратных скобках. Цвет имени обозначает страну: красный — Англия, синий — Франция, оранжевый — Голландия, желтый — Испания.
Впрочем, когда корабль только-только показывается на горизонте, вы еще ничего о нем не знаете. Поначалу вы будете определять национальность судна только в двух шагах, потом наймете впередсмотрящего, и дело пойдет веселее.
Оценить примерную “крутость” судна (с целью выбрать мишень для атаки) первое время можно просто, взглянув на его тип тип (типы судов см. на рисунках). Более точно — так: клавишей T выделить интересующий корабль (эта кнопка переключает выделение по видимым кораблям по очереди) и посмотреть на цвет значков рядом с названием. Там есть отдельный значок для корабля (считая количество пушек) и другой — для команды. Желтый — примерно равен вам, оранжевый — сильнее, зеленый — чем темнее, тем слабее.
По мере обстрела вражеского корабля цвет значков может меняться, отображая, насколько вы сильно повредили корабль или проредили команду. Если учесть, что точного количества пушек и солдат у врага вам не показывают (в отличие от Pirates!), это очень ценная информация.
“Где ром?” — гремит команда...
Не забудьте, что плавать даже на самом убогом суденышке в одиночку не рекомендуется. Стало быть, нужна какая-никакая команда. Набирается она в таверне (Pub), и может состоять из тружеников моря трех типов: юнги (ship boys), моряки (seadogs) и ветераны. Первых в таверне всегда в достатке, а остальные выползают из темных щелей, если предложить “всем по кружке”. Это обойдется недешево, но результат того стоит. В бою опытная команда даст юнгам сто очков вперед.
Команду надо ублажать, дабы ее боевой дух не опустился ниже дозволенного. Аморальные матросы дерутся кое-как, а если довести их до крайности — могут и за борт скинуть. Рекомендуется возить с собой хотя бы немного рома, а кроме того, по мере необходимости поить команду в тавернах.
Пирату на заметку: в таверне ублажение юнг не стоит потраченных денег (в море это может стать суровой необходимостью). Их всегда можно выгнать и нанять новых. Тратьте капитал на серьезных людей.
Самый простой способ осчастливить команду — успешный абордаж. На какое-то время боевой дух подымается на запредельные высоты. Это не относится к захвату кораблей, лишенных команды. Ваши люди должны видеть вас со шпагой в руке впереди всех!
Кроме матросов, есть еще специалисты, но о них разговор особый.
Куда путь держим?
Конечно, можно просто плавать по морям — по волнам и любоваться видами, но деньги, знаете ли, не вечны, а пища и особенно ром (без которого команда выражает желание увидеть вас прогуливающимся по доске за борт) стоят немало.
Вариантов, в общем, три: торговля, миссии, пиратство.
Торговля приносит неплохой доход, если торговать, во-первых, недешевым товаром (ром — отличная идея), во-вторых, найти удачное место (это нетрудно — перепады цен тут большие). Товары берутся у Merchant’а (и ему же сбываются). Но для этого очень пригодится хотя бы пинасса, на начальном шлюпе много не добудешь. Особенно рекомендуется торговать голландцам — у них и порты хороши, и плюсы всяческие на это дело.
Миссии (их дает городской совет) обычно требуют либо боя, либо дальнего плавания и, что неприятно, имеют ограничения на уровень ваших навыков. Так что не исключено, что поначалу вам просто не дадут ни одной. Все миссии на доставку чего-либо отправляют вас в голубую даль; для людей любознательных это — великолепный способ освоиться с игрой (местоположение городов смотрите на карте). Для начальной военной подготовки очень хорошо взять задание на уничтожение низкоуровневого пирата. Он создастся совсем близко от города. Если взяли миссию — не “тормозите”, идите на дело сразу же.
Наконец, пиратство поначалу не очень доходно, но со временем становится лучшим способом добывать деньги. Первое время стоит расстреливать врагов до состояния корабля-призрака (см. ниже). Главное — не портите себе отношения с другими странами зря! Воюйте только с пиратами и с кораблями той страны, которая воюет с вами (по крайней мере, пока не очень твердо знаете, что делаете). И — поначалу только с NPC (название в квадратных скобках).
Канониры, к бою!
Сражение устроено очень просто: клавиша Z заставляет выпалить пушки левого борта, X — правого. Дальнобойность зависит от ваших навыков, меткость — тоже (о ролевой системе речь пойдет в отдельной главе). Разумеется, стрелять надо с опережением... ну да сами сориентируетесь. В общем, стрельба идет почти так же, как в оригинальных “Пиратах”, только попасть несколько сложнее.
Если у вас несколько кораблей, то, хотя выглядят они как один, их огневая мощь складывается.
Снаряды бывают трех типов: картечь, как всегда, ориентирована на уничтожение команды, бомбы — на потопление и поджог судна, ядра — на потопление, но работают и против команды. Переключение идет клавишами A (ядра), S (картечь), D (бомбы).
Пирату на заметку: не забудьте, что перезарядка, как и открытие пушечных портов, требует времени. Поэтому не мечитесь зря с одного типа боеприпасов на другой, а лучше определите правильный тип еще при выходе из порта.
Атакуют обычно картечью — дабы упростить себе жизнь при абордаже. Проку от уничтожения вражеского судна немного. Однако, если вы не чувствуете уверенности в своих фехтовальных навыках, кое-какой навар можно получить и от утопления врага — часть груза вынесет на поверхность волнами. При интенсивном картечном обстреле можно и полностью уничтожить команду судна, сделав его беззащитным “кораблем-призраком” (Ghostship).
Бомбы отлично годятся для самообороны, когда за вами погнался противник, который вам явно не по зубам.
Запасы снарядов не вечны. Их пополняют в порту, и отнюдь не бесплатно. Первое время в пиратские рейды берите с собой по 20-30 зарядов картечи и по 5-10 бомб на ствол, потом сориентируетесь.
И крикнул капитан: “На абордаж!”
Фехтовальные поединки, вероятно, — самая сложная часть игры. Тут классическое управление “от Сида” было заменено, и не сказать чтобы удачно.
Если в “Пиратах” были простые удары вверх, по средней зоне и вниз (соответствующие стрелкам), то здесь шаги вперед-назад по-прежнему на стрелках (левой и правой), а вот удары и блоки — на мыши (левая кнопка — удар, правая — блок). Зона же удара и блока определяется позицией мышиного курсора. Для любителей фехтовальных симуляторов — плевое дело, но для простых смертных угадать, куда придется намеченный удар, совсем нелегко. (Теоретически, зон, вроде бы, по-прежнему три.)
Однако большинство жалоб игроков вызвано совсем не этим, а непониманием некоторых особенностей боя.
Как и в первоисточнике, результат боя зависит не только от успешных ударов и верных блоков, но и от количества команды, ее боевого духа, а также (новация) от вашего состояния здоровья (оно часто будет хуже, чем у NPC-противника), фехтовального навыка (см. следующий раздел) и качества команды.
Вот тут-то и “порылась собака”. Многие недоумевают: как так, мы сражались вдвадцатером против десяти, фехтовали примерно наравне — и ухитрились проиграть?!
Золотое правило: юнг при абордаже можно не брать в расчет. Они с печальным криком гибнут от пристального взгляда ветерана. Только опытные моряки и ветераны способны реально сражаться. У кораблей под управлением компьютера почти всегда минимум полкоманды состоит из профессионалов. А пираты вообще не держат юнг.
Тут надо сказать пару слов об оружии. Как и в классике, клинков есть три вида — рапира, шпага (longsword) и тесак (cutlass). Они перечислены в порядке убывания скорости и роста повреждений.
Если ваш основной расчет — на фехтование, и вы собираетесь просто зарубить врага, — берите что потяжелее, дабы покончить с ним, пока вражеская команда не сделала своего черного дела. Если же здоровье у вас так себе, а вот команда заслуживает всяческих похвал — берите рапиру и ставьте блоки, пока ваши орлы не справятся за вас. Если ваше здоровье и команда лучше вражеских, можно, в принципе, просто рубить тесаком или колоть шпагой, ни о чем не думая — все образуется само собой.
Если вам все-таки надо парировать, придется предугадывать удары противника. Сделать это, к счастью, несложно: перед ударом вниз противник наклоняется и опускает руку, перед ударом вверх — выпрямляется и подымает руку. Прямых ударов по центру компьютерные персонажи не наносят практически никогда (но игроки — наносят, и еще как!).
Кроме того, ИИ любит чередовать атаки, если вы пользуетесь блоками. Т.е., можно довольно долго стоять, отражая удары поочередно сверху-снизу.
Это интересно: в будущем не исключен ввод нескольких спецприемов, например — рипоста (контратаки сразу вслед за успешно отраженным ударом).
Куда бить — почти все равно, главное, не бейте все время в одну точку, а то вас будет легко блокировать. (Правда, в настоящее время блоки NPC “отменили”. Надеюсь, ненадолго!) Удары понизу, кажется, немного быстрее.
Не забудьте, что здоровье регенерирует не быстро; не лезьте в один абордаж за другим, это плохо кончается.
Что происходит после абордажа?
Проигравший “уступает” победителю свой флагманский (читай — лучший) корабль со всем грузом, пушками и т.п. Прочая флотилия остается при нем. При этом, если проигравший — вы, рекомендуется воспользоваться тем временем, которое нужно победителю для инвентаризации добычи, чтобы оказаться от него на почтительном расстоянии. Не стоит тут же пытаться получить реванш: не забудьте, что здоровье ваше на пределе. В крайнем случае можете попробовать вернуть корабль путем орудийного обстрела.
Если у проигравшего больше нет кораблей — он помещается на спасательный плотик, на котором может кататься куда пожелает, или присоединиться (с разрешения капитана) к команде одного из плывущих мимо судов. В этих режимах опыт за навигацию не идет, так что злоупотреблять этим не рекомендуется. К тому же, выкинутого на плот покидают все нанятые им специалисты...
На NPC-корабле можно выполнять различные работы (чистить картошку, драить палубу...) за деньги.
Это важно: если вы плаваете в компании других корсаров и вас выкинуло на плот, до конца битвы ни в коем случае не спешите найти спасение на судне одного из союзников. Тем самым вы собьете ему скорость и, чего доброго, погубите. Уж лучше путайтесь под ногами у врага...
С плотом ваша задача — добраться до дружественного порта, где вы получите бесплатный шлюп и — если дела ваши совсем плохи — немного денег на бедность.
Первое время — пока не наняли спецов и не обзавелись ценными кораблями — не бойтесь этого положения. Только не гибните слишком далеко от порта.
Ролевая система
Навыки
Что за песня без баяна, что за RPG без прокачки? Это малопочтенное занятие никуда не делось и из World of Pirates.
Собственно навыков у нас четыре: навигация, пушки (Weapon), фехтование (Fencing) и торговля. В каждом из них у вас есть опыт и уровень.
Навигация — самый главный из них. Он растет в плавании — от самого факта плавания, а также от открытия новых земель. От него зависят три параметра:
- количество кораблей, которые вы можете водить в эскадре. У каждого судна есть “цена” в пунктах навигации (у вас этих пунктов есть по числу навигационного уровня); свой лимит можно превысить, но при этом флотилия будет ползти так медленно, что жизнь покажется не в радость;
- насколько мощным судном вы можете управлять (у корабля есть также параметр минимального уровня навигации);
- сколько специалистов вам дозволено нанять (по одному за каждые 2 уровня навигации).
Размер, качество флота и специалисты — что может быть важнее?
Пушки — от этого навыка зависят и дальнобойность, и меткость, и урон. Хитростей никаких, но растет он очень медленно и в прямой зависимости от количества орудий на борту. Со шлюпом (по одной пушке с каждого борта) вы его вообще, скорее всего, не прокачаете — даже на одно-единственное очко опыта. Учтите еще, что бомбы дают больше пушечного опыта, чем ядра, а ядра — больше, чем картечь.
Пирату на заметку: есть один не очень приятный, но ужасающе эффективный способ тренировать пушечный навык: топить корабли.
Фехтование, естественно, растет в поединках, и уже по одной этой причине есть смысл в самом начале игры, пока добро не нажито, лезть в безнадежные схватки для получения соответствующего опыта.
Торговля прирастает не просто при продаже чего-либо, а в том случае, если вы купили дешево, а продали дорого (!). Зависит от нее, увы, только одно: цена, по которой у вас покупают захваченные корабли.
Специалисты
Одно из самых приятных нововведений. Вы можете нанимать в портах офицеров и работников нескольких специальностей — не более чем по одному за 2 уровня навигации.
Все они бывают разного уровня и “качества”. А еще у них меняется лояльность (связанная с нацией и длительностью пребывания на борту). Особо лояльный офицер не покинет вас и в случае, если превратности судьбы заставят вас сесть на плот.
Пирату на заметку: вопреки популярному мифу, уровень специалистов в настоящее время не растет. Никак. Давал ваш помощник +0.3 узла к скорости — и всегда будет давать. Если вам кто-то говорит иное — значит, либо в программе наконец внесли эти изменения, либо вам морочат голову.
Если у вас два офицера одной специальности, плюсы не складываются — всегда берется лучший из двух. Но вот медики, рыбаки и плотники могут работать параллельно.
Где их взять? В городе, в таверне (закладка “Specialists”) или у товарищей по ремеслу (порой они продают найденных офицеров). В городе новичков ценных людей не найти — даже ближайший дружественный порт предлагает намного лучший ассортимент.
Помощник капитана (Mate) — на мой вкус, самый ценный член экипажа. Он увеличивает скорость, но это даже не главное: даже самый скромный из них не дает вашему судну дрейфовать из-за встречного ветра, и, наконец, с его помощью можно плыть против ветра. Лучшие из них дают +7 к уровню навигации (!!), +2 узла к скорости и не меньше 5.5 узлов хода. Если увидите такого — хватайте! На “черном рынке” он стоит преизрядных денег.
Солдат — второй (кое-кто считает — первый) по полезности сотрудник в пиратском бизнесе. Он мало того что увеличивает ваш фехтовальный навык (личный тренер, что ли?) и растит боевой дух команды в абордаже, так еще и немножко улучшает пушечную стрельбу, даром что на это свой специалист есть. Лучшие показатели — +7 фехтование, +3 пушки, +3.4 боевой дух.
Артиллерист (Cannoneer) — наоборот, серьезно увеличивает дальнобойность и меткость, чуточку — фехтование. Однако стрелять проще, чем фехтовать, так что солдат, по мне, предпочтительнее. Лучшие показатели — +7 пушки, +2 фехтование, +300 дальнобойность, +15 урон. Плюсы к урону складываются, из остальных, как обычно, берется максимальный.
Впередсмотрящий (Look-Out Man). Этот остроглазый тип увеличивает дальность обзора и определения принадлежности корабля (это два разных расстояния). Если придется выбирать между двумя впередсмотрящими, у одного из которых будет больше дальность обзора, а у другого — определения, выбирайте второго. Это намного важнее. Не пренебрегайте этим ценным человеком — без него вы будете регулярно обнаруживать национальность встречного судна только в упор... Рекордсмены среди них увеличивают расстояния на +1000!
Врач (Medic) восстанавливает ваше здоровье между поединками. Это полезно, но далеко не в начале карьеры — сперва вы редко будете выходить на несколько абордажей за рейс. Ценность в команде — умеренная. Скорость восстановления — до 5 единиц, и усилия нескольких врачей суммируются.
Плотник (Carpenter) ремонтирует судно (при наличии древесины в трюме). По идее, предназначался примерно для того же, для чего и медик — долгие рейсы, многократные сражения, — но он гораздо нужнее эскулапа. Потому что помогает зарабатывать деньги: захваченный галеон, будучи отремонтирован, принесет куда больше...Для пиратов плотник — незаменимый человек. Различаются плотники по скорости ремонта (до 20), максимальному ремонту (до 95%) и худшему состоянию корабля, который он еще может чинить (до 33%).
Повар (Cook). А этот труженик половника и ухвата совершенно необходим мирным торговцам, может быть — даже прежде помощника капитана. Дело в том, что он ублажает команду, повышая ее моральный дух, а в условиях отсутствия абордажей это — необходимость №1. Иначе рома не напасешься. Говорят, что бывают +5 к морали, но я больше +4 не встречал.
Рыбак (Fisher) потихоньку набивает ваши трюмы рыбой. Хиленькие рыбаки ловят только при стоянке на якоре, те, что покруче — при “половинных” парусах, лучшие экземпляры приносят добычу и при полноценном ходе (в любом случае на якоре дело идет лучше). Конечно, неплохо набивать трюмы рыбой, но, на мой взгляд, времени можно найти лучшее применение. Я бы не советовал тратить место на рыбака, который не умеет ловить на полном ходу. Да и умеющий — возможно, не самое выгодное приобретение. Однако, с другой стороны, их добыча складывается, так что, погрузив на борт сразу несколько рыболовов, вы легко превратите свое судно в настоящий траулер. Попробуйте, вдруг понравится? Чемпионы рыбалки тягают по 4 рыбы в полноскоростном режиме и до 15 — в стоячем.
Торговец (Merchant) влияет на цены, модифицируя ваш торговый навык. Умеренно полезный член экипажа. Дает до +7 к торговле.
Народы моря
В настоящий момент идут эксперименты о внедрении различий между нациями. Так, когда я начинал играть, голландцы получали заметно больше золота, чем англичане, а те, в свою очередь, быстрее растили навигацию (и получали тем самым намного более ценное преимущество). Но на сегодняшний день ничего не решилось, и в момент, когда пишутся эти строки, все нации одинаковы. Превратности судьбы и бета-теста...
Но даже в этом случае выбор национальности — не пустой вопрос. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что персонажей-англичан в игре намного больше, чем кого-либо еще. Отсюда вывод: не играйте за Англию, пока соотношение не изменится. Разве что вы уж очень ее любите. Конечно, приятно (иногда) быть на стороне силы, но за каждый корабль врага у вас будут конкуренты. Француз или голландец чувствуют себя намного комфортнее.
Один из важнейших ваших “ресурсов” — симпатия к вам со стороны той или иной нации (в первую очередь — вашей родной). Он нарабатывается исполнением миссий и каперством против врагов и пиратов. А вот атака на нейтралов (не говорю уже — союзников!) губительно сказывается на репутации не только среди атакуемой стороны, но и на родине: тот, кто нападает на нейтральные суда, уже не капер, а подлый пират. (А если вам надо напоминать, что соотечественников трогать не следует, то да помогут вам духи моря в вашем безумии...)
Отсюда совет: войдя в игру, первое, что вы должны сделать — это поинтересоваться в чате своей нации, с кем нынче воюем. И всегда следить за изменениями внешней политики вашей родины. Совет номер два — никогда не отключайте режим, не позволяющий вам атаковать соотечественников (замочек на панели кнопок).
Напоследок — об имени. Участники игры — в основном серьезные любители пиратского жанра, а потому чувствительны к именам персонажей. Пусть ваше имя будет хотя бы похоже на английское, французское и так далее. Француз с разудалым русским имечком немало раздражает не-русскоязычную часть игроков — а отделяться “русским кланом” от остального мира очень скучно. Я пробовал.
И еще — из элементарной вежливости не кричите на весь мир ничего по-русски. Оставьте родную речь для бесед внутри группы. Правда, на чате французской нации нередко говорят по-французски, а голландцы порой используют голландский... но это, пожалуй, где-то как-то понятно?
Английский фрегат под названием “Бриг”
Настала пора поговорить о кораблях. Существующие их типы вы можете увидеть на картинках — вместе со всеми параметрами. На всякий случай поясню смысл этих чисел.
Минимальная и максимальная команда (min/max Crew) — сколько человек необходимо, чтобы управлять судном (будет меньше — корабль никуда не поплывет, правда, и не затонет, а будет стоять на месте), и сколько человек на нем может плыть.
Пирату на заметку: если вы плавали с другом и вас потопили или взяли абордажем, то ваш друг может спасти вас от плавания на плотике, сделав вражеское судно “кораблем-призраком” (убив команду картечью или, захватив, не взять корабль себе). Вы “захватываете” его с плотика, а товарищ передает вам немного матросов, дабы спокойно добраться до порта.
Трюм (Cargo Hold) — ежу понятно, максимальный груз.
Число пушек (max.Cannons) — не забудьте, что это — на оба борта. Шлюп, к примеру, с каждого борта стреляет только одной пушкой.
Cкорость (Speed) — при идеальном ветре, в бакштаг. Ее можно улучшить взятием старшего помощника. Не забудем также, что скорость эскадры равна скорости самого медленного судна.
Защита (Armor) — снижение урона от залпа. Что интересно, даже целое “стадо” отдельных шлюпов не может пробить защиту приличного корабля, но “если в партию сгрудились малые” — если эти суда идут в эскадре, под управлением одного командира — шансы есть. Залп тогда считается общим.
Пассажирские каюты (Pass.Cabins) — в них можно перевозить пассажиров; это довольно доходные, легкие и приятные миссии. Закавыка — в том, что изначально этот параметр у всех кораблей равен нулю. Что с этим делать — смотрите ниже.
Запас снарядов (Ammunition Hold) — сколько снарядов может везти судно. Параметр не очень важный, обычно хватает...
Минимальная навигация и цена управления (Nav.Skill/Cost): какой нужен уровень навигации, чтобы совладать с кораблем, и сколько пунктов навигации (см. “Навыки”) для него требуется.
Усовершенствования (Upgrades) — сколько можно сделать усилений корабля.
Вот тут начинаются фокусы. Значит, эти параметры не постоянны? Именно так. “Подредактировать” можно почти все: число пушечных портов и скорость, защиту и количество пассажирских кают... Правда, стоят усиления очень недешево, так что делать “супершлюп” вряд ли есть смысл. Но сама по себе возможность собрать фрегат “full option”, который будет шутя “загрызать” галеоны, существует.
Если вы нацелены на режим “make quests, not war”, то первым усилением, которое вы сделаете, будет пассажирская каюта на одном из ваших кораблей. Не на самом сильном: если после неудачного сражения ваше судно перейдет в руки врага вместе с пассажиром и дорогостоящей каютой, вам будет мучительно больно. Я бы рекомендовал оборудовать таким образом барк: в случае чего он легко убежит от серьезных кораблей, а всякую мелкую шушеру (быстрее его плавает только шлюп, да еще пинасса равна ему по скорости) без проблем утопит.
Теперь пройдемся немного по списку кораблей. Понятно, что при первой возможности стоит обзавестись пинассой, а затем барком. Барк “ест” только 2 единицы навигации, а на третью (его можно брать не ранее 3 уровня) ставьте шлюп, чтобы в случае абордажа не остаться ни с чем. Барк — хороший базовый корабль на долгое время, от него никто не убежит, а 8 пушек — поначалу аргумент. Старайтесь меньше воевать пинассой — у нее очень слабая защита, хуже, чем у шлюпа.
Флейт и “торговец” — чисто грузовые суда. В военном качестве они очень посредственны. Нет, пушек у них немало, но скорость и защита для своего класса... в общем, если вы избрали преимущественно военную карьеру, стоит после барка постараться пересесть на фрегат.
Галеоны, кроме военного — тоже грузовики. А военный галеон вам понадобится, чтобы брать города. Но к этому моменту вы уже разберетесь с кораблями сами. Помните: в 80% случаев лучший боевой корабль — фрегат.
Напоследок — о приобретении судов. Лучший метод — все равно абордаж или отстрел картечью. Если хотите купить — лучше у игроков (дешевле). В городе, опять же, разумнее строить корабль, чем покупать — долго, но не такая безумная цена. Вас не раз шокирует разница между продажной и покупной ценой на корабли...
Советы выходящему в море
Группа
Группа, или флотилия, здесь, как ни странно, очень важна. Может показаться, что это не так — ведь в большинстве онлайновых игр группы составлены из принципиально разных персонажей, вроде воина, мага и лекаря, а тут все одинаковы. Но...
Игра дает мощнейший стимул для объединения: плюсы группе за долгое нахождение вместе. Чем дольше люди находятся в команде (для этого правой кнопкой мыши включите меню информации и выберите Team, после чего создайте свою команду и пригласите товарищей), тем больше плюсов она получает. Перечислять все не буду, скажу лишь, что через час с небольшим игры растет и скорость, и урон, и добыча с NPC — круче, чем может помочь большинство офицеров. Не пропустите...
В большинстве MMORPG нет смысла объединять в группу игроков принципиально разного уровня — а тут есть. Даже если вы давно катаетесь на фрегате, вы ничего не потеряете, коль скоро позволите присоединиться к себе юному моряку на шлюпе. И плюсы свои получите.
Это важно: сменить губернатора в захваченном городе можно только при атаке группой.
Есть и специальные групповые тактики, вроде торможения противника таранным ударом. Но они часто оказываются самоубийственными...
С чего начать?
Первое ваше действие: положите все деньги в банк. Незачем терять все, если вас пристукнет шальное ядро! Затем вооружите судно снарядами (без излишка — вас запросто могут убить, и лучше, чтобы это не стало слишком большим убытком) и идите охотиться на управляемые компьютером корабли.
Можно сразу, почти не комплектуя корабль, заняться тренировкой абордажных навыков. Можно, напротив, набрать бомб и ядер и заняться утоплением вражеских шлюпов — это сложнее. На этом этапе не волнуйтесь, если вас утопят — спокойно плывите домой и получайте бесплатный шлюп от губернатора.
Получив третий уровень навигации, начинайте всерьез обустраиваться. Добудьте барк (проще всего купить у игрока), пристыкуйте к нему шлюп, чтобы в случае чего не гибнуть сразу, и займитесь материальной базой. Найдите помощника и повара. Разведайте цены в паре-тройке близлежащих портов (пользуйтесь картой) и начинайте возить что-нибудь подороже, вроде рома. За рейс вполне реально делать по нескольку тысяч. Параллельно время от времени делайте квесты, не то на высоких уровнях вы останетесь почти без миссий — слишком низкая репутация для своего уровня. Стоит сделать себе пассажирскую кабину. Постепенно добавите в эскадру флейт-другой.
Тем, у кого времени очень мало, можно порекомендовать такую альтернативу: приобретите рыбака и повара, а затем займитесь рыбалкой. Это не шибко доходно, но не требует вашего постоянного участия. Станьте на якорь где-нибудь около порта, переведите игру в оконный режим — и радуйтесь жизни...
Люди терпеливые переходят к активной пиратской фазе только на 14-м уровне, когда банковские хранилища ломятся от денег, а “водительских прав” достаточно для фрегата. Это неглупо, но не забудьте, что при таком раскладе ваши боевые навыки сильно отстанут. Я бы рекомендовал начать активную охоту уровня с 7-го, собрав три барка и шлюп. На этом наборе можно охотиться почти на все, что угодно. И неплохо зарабатывать.
Сокол одноглазый,
Ты смотри, на абордаж
Попусту не лазай.
Без нужны не посещай
Злачные притоны,
Зря сирот не обижай —
Береги патроны.
Без закуски ром не пей:
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.
Э. Успенский
С древнейших времен у человека было три мечты: жить вечно, летать, как птица, и играть по сети в “Пиратов”. И вот еще одной великой мечтой стало меньше...
Обратите внимание: именно в “Пиратов”, а не, скажем, в “Корсаров” (при всем моем уважении к “Акелле” и полигональному такелажу на еще более полигональном рангоуте). Великое детище Сида было прекрасно, в частности, тем, что в неизреченной простоте своей доступно абсолютно любому. Можно посадить за Pirates! восьмидесятилетнего пигмея из племени Большого Баобаба, и через час он пойдет на абордаж фрегата, вопя “Sail ho!” с подлинным ливерпульским прононсом.
Воспроизводить успех пытались многие, и пожинали на этом поприще достаточно лавра, чтобы на год снабдить пряной приправой все столовые Москвы. Однако идеальной простоты не возникало. Не возникало и живого моря, которое бороздили бы самые разные, но на удивление живые капитаны под всевозможными флагами.
До недавнего времени — не возникало.
Как вы уже, без сомнения, догадались, наш сегодняшний гость — именно те самые, долгожданные, онлайновые “Пираты”. Правда, делал их не Сид Мейер, но, право же, авторы проявили глубочайшее уважение к трудам мэтра. В сущности, если вы играли в Pirates!, вам покажется знакомой больше половины игры. Уважение было так глубоко, что даже графика... почти не изменилась с тех давних пор. Ну что ж, все не без недостатков.
Это важно: руководство написано на основе бета-версии; к моменту финального выпуска, который ожидается месяцев через пять, многое может измениться. Но, если честно, основные механизмы вряд ли сильно мутируют.
Все желающие могут опробовать игру, установив клиентскую программу с диска октябрьского номера “ЛКИ” (раздел “Демо-версии”). Когда работы по тестированию закончатся, удовольствие, по всей видимости, станет платным, но пока можно вволю порезвиться.
Кстати, персонажей по завершении бета-теста обещали не удалять!
Правила поведения на воде
После того как вы выбрали себе нацию и имя (об этом чуть позже), вы оказываетесь в “новичковом” порту и вольны выходить в море.
Это делается простым нажатием кнопки Cast off (в левой верхней части экрана), после чего ваш корабль появляется на волнах. Управление им по умолчанию делается стрелками (хотя кнопка N переключает управление на мышь, это не слишком удобный режим). Стрелка “вверх” подымает паруса (они могут быть в трех состояниях — все опущены, подняты частично, подняты целиком), стрелка “вниз” — опускает. Стрелки “влево” и “вправо” отвечают за повороты.
Для движения никаких особых команд отдавать не надо: ваш корабль и так движется в сторону, в которую направлен его нос (если он не идет против ветра, тогда его может сносить). Чтобы остановить корабль, надо отдать якоря (кнопка с якорем наверху экрана).
Разумеется, скорость зависит от направления ветра, но не только: она зависит и от ранее набранной скорости, что делает игру более увлекательной. Не стоит в бою поворачивать через линию встречного ветра; лучше поверните через фордевинд, повернувшись на миг к ветру кормой, и разгонитесь как следует.
В плавании можно находиться в одном из трех режимов: торговля, бой и абордаж. Переключение между ними задается клавишами 2, 3 и 4 соответственно. В режиме торговли вы при контакте с чужим кораблем пытаетесь завязать торг (этот же режим нужен для захода в город!). В боевом вы открываете пушечные порты и можете стрелять (в любом другом команды стрельбы просто игнорируются). При “наезде” на чужой корабль в этом режиме вы останавливаетесь, сбрасываете паруса и чуть-чуть повреждаете свое и чужое судно, но других последствий нет. В абордажном — высаживаетесь на палубу чужого корабля.
(Есть еще режим 1 — игнорирования всего — но он вам едва ли понадобится.)
Пирату на заметку: остерегайтесь столкновений с кораблями других игроков. Тем самым вы можете разозлить изначально нейтрального к вам персонажа и получить в борт залп из дюжины стволов. Доказывайте потом на дне осьминогам, что ничего дурного в виду не имели... А главное — не врезайтесь в бою ни в противника, ни в союзника. Потеряете скорость (если вместе с союзником — это вообще смерть) — и самый дохлый шлюп надает вам по первое число.
Если вы вообще допускаете возможность боя (а то бывают пацифисты, которые в принципе без пушек ходят...), всегда, когда не задумываете немедленно торговать или делать абордажную высадку, ходить в режиме боя (клавиша 3). На подготовку корабля к стрельбе нужно время.
Старайтесь проводить в море (и на собственном корабле, а не на спасательном плотике!) как можно больше времени: это приводит к тренировке самого важного навыка — навигации.
Что еще плавает по морю?
Вокруг немало кораблей всех четырех “классических” наций (Испания, Англия, Франция, Голландия), которые идут куда-то по своим делам. Кроме того, есть всяческие акулы, рыбы, мелкие белые блохи АКА чайки и так далее, но они служат в основном украшением пейзажа (впрочем, рыбак может принести больший улов там, где идет косяк рыб).
Корабли игроков называются просто именем капитана, компьютерных персонажей — именем в квадратных скобках. Цвет имени обозначает страну: красный — Англия, синий — Франция, оранжевый — Голландия, желтый — Испания.
Впрочем, когда корабль только-только показывается на горизонте, вы еще ничего о нем не знаете. Поначалу вы будете определять национальность судна только в двух шагах, потом наймете впередсмотрящего, и дело пойдет веселее.
Оценить примерную “крутость” судна (с целью выбрать мишень для атаки) первое время можно просто, взглянув на его тип тип (типы судов см. на рисунках). Более точно — так: клавишей T выделить интересующий корабль (эта кнопка переключает выделение по видимым кораблям по очереди) и посмотреть на цвет значков рядом с названием. Там есть отдельный значок для корабля (считая количество пушек) и другой — для команды. Желтый — примерно равен вам, оранжевый — сильнее, зеленый — чем темнее, тем слабее.
По мере обстрела вражеского корабля цвет значков может меняться, отображая, насколько вы сильно повредили корабль или проредили команду. Если учесть, что точного количества пушек и солдат у врага вам не показывают (в отличие от Pirates!), это очень ценная информация.
“Где ром?” — гремит команда...
Не забудьте, что плавать даже на самом убогом суденышке в одиночку не рекомендуется. Стало быть, нужна какая-никакая команда. Набирается она в таверне (Pub), и может состоять из тружеников моря трех типов: юнги (ship boys), моряки (seadogs) и ветераны. Первых в таверне всегда в достатке, а остальные выползают из темных щелей, если предложить “всем по кружке”. Это обойдется недешево, но результат того стоит. В бою опытная команда даст юнгам сто очков вперед.
Команду надо ублажать, дабы ее боевой дух не опустился ниже дозволенного. Аморальные матросы дерутся кое-как, а если довести их до крайности — могут и за борт скинуть. Рекомендуется возить с собой хотя бы немного рома, а кроме того, по мере необходимости поить команду в тавернах.
Пирату на заметку: в таверне ублажение юнг не стоит потраченных денег (в море это может стать суровой необходимостью). Их всегда можно выгнать и нанять новых. Тратьте капитал на серьезных людей.
Самый простой способ осчастливить команду — успешный абордаж. На какое-то время боевой дух подымается на запредельные высоты. Это не относится к захвату кораблей, лишенных команды. Ваши люди должны видеть вас со шпагой в руке впереди всех!
Кроме матросов, есть еще специалисты, но о них разговор особый.
Куда путь держим?
Конечно, можно просто плавать по морям — по волнам и любоваться видами, но деньги, знаете ли, не вечны, а пища и особенно ром (без которого команда выражает желание увидеть вас прогуливающимся по доске за борт) стоят немало.
Вариантов, в общем, три: торговля, миссии, пиратство.
Торговля приносит неплохой доход, если торговать, во-первых, недешевым товаром (ром — отличная идея), во-вторых, найти удачное место (это нетрудно — перепады цен тут большие). Товары берутся у Merchant’а (и ему же сбываются). Но для этого очень пригодится хотя бы пинасса, на начальном шлюпе много не добудешь. Особенно рекомендуется торговать голландцам — у них и порты хороши, и плюсы всяческие на это дело.
Миссии (их дает городской совет) обычно требуют либо боя, либо дальнего плавания и, что неприятно, имеют ограничения на уровень ваших навыков. Так что не исключено, что поначалу вам просто не дадут ни одной. Все миссии на доставку чего-либо отправляют вас в голубую даль; для людей любознательных это — великолепный способ освоиться с игрой (местоположение городов смотрите на карте). Для начальной военной подготовки очень хорошо взять задание на уничтожение низкоуровневого пирата. Он создастся совсем близко от города. Если взяли миссию — не “тормозите”, идите на дело сразу же.
Наконец, пиратство поначалу не очень доходно, но со временем становится лучшим способом добывать деньги. Первое время стоит расстреливать врагов до состояния корабля-призрака (см. ниже). Главное — не портите себе отношения с другими странами зря! Воюйте только с пиратами и с кораблями той страны, которая воюет с вами (по крайней мере, пока не очень твердо знаете, что делаете). И — поначалу только с NPC (название в квадратных скобках).
Канониры, к бою!
Сражение устроено очень просто: клавиша Z заставляет выпалить пушки левого борта, X — правого. Дальнобойность зависит от ваших навыков, меткость — тоже (о ролевой системе речь пойдет в отдельной главе). Разумеется, стрелять надо с опережением... ну да сами сориентируетесь. В общем, стрельба идет почти так же, как в оригинальных “Пиратах”, только попасть несколько сложнее.
Если у вас несколько кораблей, то, хотя выглядят они как один, их огневая мощь складывается.
Снаряды бывают трех типов: картечь, как всегда, ориентирована на уничтожение команды, бомбы — на потопление и поджог судна, ядра — на потопление, но работают и против команды. Переключение идет клавишами A (ядра), S (картечь), D (бомбы).
Пирату на заметку: не забудьте, что перезарядка, как и открытие пушечных портов, требует времени. Поэтому не мечитесь зря с одного типа боеприпасов на другой, а лучше определите правильный тип еще при выходе из порта.
Атакуют обычно картечью — дабы упростить себе жизнь при абордаже. Проку от уничтожения вражеского судна немного. Однако, если вы не чувствуете уверенности в своих фехтовальных навыках, кое-какой навар можно получить и от утопления врага — часть груза вынесет на поверхность волнами. При интенсивном картечном обстреле можно и полностью уничтожить команду судна, сделав его беззащитным “кораблем-призраком” (Ghostship).
Бомбы отлично годятся для самообороны, когда за вами погнался противник, который вам явно не по зубам.
Запасы снарядов не вечны. Их пополняют в порту, и отнюдь не бесплатно. Первое время в пиратские рейды берите с собой по 20-30 зарядов картечи и по 5-10 бомб на ствол, потом сориентируетесь.
И крикнул капитан: “На абордаж!”
Фехтовальные поединки, вероятно, — самая сложная часть игры. Тут классическое управление “от Сида” было заменено, и не сказать чтобы удачно.
Если в “Пиратах” были простые удары вверх, по средней зоне и вниз (соответствующие стрелкам), то здесь шаги вперед-назад по-прежнему на стрелках (левой и правой), а вот удары и блоки — на мыши (левая кнопка — удар, правая — блок). Зона же удара и блока определяется позицией мышиного курсора. Для любителей фехтовальных симуляторов — плевое дело, но для простых смертных угадать, куда придется намеченный удар, совсем нелегко. (Теоретически, зон, вроде бы, по-прежнему три.)
Однако большинство жалоб игроков вызвано совсем не этим, а непониманием некоторых особенностей боя.
Как и в первоисточнике, результат боя зависит не только от успешных ударов и верных блоков, но и от количества команды, ее боевого духа, а также (новация) от вашего состояния здоровья (оно часто будет хуже, чем у NPC-противника), фехтовального навыка (см. следующий раздел) и качества команды.
Вот тут-то и “порылась собака”. Многие недоумевают: как так, мы сражались вдвадцатером против десяти, фехтовали примерно наравне — и ухитрились проиграть?!
Золотое правило: юнг при абордаже можно не брать в расчет. Они с печальным криком гибнут от пристального взгляда ветерана. Только опытные моряки и ветераны способны реально сражаться. У кораблей под управлением компьютера почти всегда минимум полкоманды состоит из профессионалов. А пираты вообще не держат юнг.
Тут надо сказать пару слов об оружии. Как и в классике, клинков есть три вида — рапира, шпага (longsword) и тесак (cutlass). Они перечислены в порядке убывания скорости и роста повреждений.
Если ваш основной расчет — на фехтование, и вы собираетесь просто зарубить врага, — берите что потяжелее, дабы покончить с ним, пока вражеская команда не сделала своего черного дела. Если же здоровье у вас так себе, а вот команда заслуживает всяческих похвал — берите рапиру и ставьте блоки, пока ваши орлы не справятся за вас. Если ваше здоровье и команда лучше вражеских, можно, в принципе, просто рубить тесаком или колоть шпагой, ни о чем не думая — все образуется само собой.
Если вам все-таки надо парировать, придется предугадывать удары противника. Сделать это, к счастью, несложно: перед ударом вниз противник наклоняется и опускает руку, перед ударом вверх — выпрямляется и подымает руку. Прямых ударов по центру компьютерные персонажи не наносят практически никогда (но игроки — наносят, и еще как!).
Кроме того, ИИ любит чередовать атаки, если вы пользуетесь блоками. Т.е., можно довольно долго стоять, отражая удары поочередно сверху-снизу.
Это интересно: в будущем не исключен ввод нескольких спецприемов, например — рипоста (контратаки сразу вслед за успешно отраженным ударом).
Куда бить — почти все равно, главное, не бейте все время в одну точку, а то вас будет легко блокировать. (Правда, в настоящее время блоки NPC “отменили”. Надеюсь, ненадолго!) Удары понизу, кажется, немного быстрее.
Не забудьте, что здоровье регенерирует не быстро; не лезьте в один абордаж за другим, это плохо кончается.
Что происходит после абордажа?
Проигравший “уступает” победителю свой флагманский (читай — лучший) корабль со всем грузом, пушками и т.п. Прочая флотилия остается при нем. При этом, если проигравший — вы, рекомендуется воспользоваться тем временем, которое нужно победителю для инвентаризации добычи, чтобы оказаться от него на почтительном расстоянии. Не стоит тут же пытаться получить реванш: не забудьте, что здоровье ваше на пределе. В крайнем случае можете попробовать вернуть корабль путем орудийного обстрела.
Если у проигравшего больше нет кораблей — он помещается на спасательный плотик, на котором может кататься куда пожелает, или присоединиться (с разрешения капитана) к команде одного из плывущих мимо судов. В этих режимах опыт за навигацию не идет, так что злоупотреблять этим не рекомендуется. К тому же, выкинутого на плот покидают все нанятые им специалисты...
На NPC-корабле можно выполнять различные работы (чистить картошку, драить палубу...) за деньги.
Это важно: если вы плаваете в компании других корсаров и вас выкинуло на плот, до конца битвы ни в коем случае не спешите найти спасение на судне одного из союзников. Тем самым вы собьете ему скорость и, чего доброго, погубите. Уж лучше путайтесь под ногами у врага...
С плотом ваша задача — добраться до дружественного порта, где вы получите бесплатный шлюп и — если дела ваши совсем плохи — немного денег на бедность.
Первое время — пока не наняли спецов и не обзавелись ценными кораблями — не бойтесь этого положения. Только не гибните слишком далеко от порта.
Ролевая система
Навыки
Что за песня без баяна, что за RPG без прокачки? Это малопочтенное занятие никуда не делось и из World of Pirates.
Собственно навыков у нас четыре: навигация, пушки (Weapon), фехтование (Fencing) и торговля. В каждом из них у вас есть опыт и уровень.
Навигация — самый главный из них. Он растет в плавании — от самого факта плавания, а также от открытия новых земель. От него зависят три параметра:
- количество кораблей, которые вы можете водить в эскадре. У каждого судна есть “цена” в пунктах навигации (у вас этих пунктов есть по числу навигационного уровня); свой лимит можно превысить, но при этом флотилия будет ползти так медленно, что жизнь покажется не в радость;
- насколько мощным судном вы можете управлять (у корабля есть также параметр минимального уровня навигации);
- сколько специалистов вам дозволено нанять (по одному за каждые 2 уровня навигации).
Размер, качество флота и специалисты — что может быть важнее?
Пушки — от этого навыка зависят и дальнобойность, и меткость, и урон. Хитростей никаких, но растет он очень медленно и в прямой зависимости от количества орудий на борту. Со шлюпом (по одной пушке с каждого борта) вы его вообще, скорее всего, не прокачаете — даже на одно-единственное очко опыта. Учтите еще, что бомбы дают больше пушечного опыта, чем ядра, а ядра — больше, чем картечь.
Пирату на заметку: есть один не очень приятный, но ужасающе эффективный способ тренировать пушечный навык: топить корабли.
Фехтование, естественно, растет в поединках, и уже по одной этой причине есть смысл в самом начале игры, пока добро не нажито, лезть в безнадежные схватки для получения соответствующего опыта.
Торговля прирастает не просто при продаже чего-либо, а в том случае, если вы купили дешево, а продали дорого (!). Зависит от нее, увы, только одно: цена, по которой у вас покупают захваченные корабли.
Специалисты
Одно из самых приятных нововведений. Вы можете нанимать в портах офицеров и работников нескольких специальностей — не более чем по одному за 2 уровня навигации.
Все они бывают разного уровня и “качества”. А еще у них меняется лояльность (связанная с нацией и длительностью пребывания на борту). Особо лояльный офицер не покинет вас и в случае, если превратности судьбы заставят вас сесть на плот.
Пирату на заметку: вопреки популярному мифу, уровень специалистов в настоящее время не растет. Никак. Давал ваш помощник +0.3 узла к скорости — и всегда будет давать. Если вам кто-то говорит иное — значит, либо в программе наконец внесли эти изменения, либо вам морочат голову.
Если у вас два офицера одной специальности, плюсы не складываются — всегда берется лучший из двух. Но вот медики, рыбаки и плотники могут работать параллельно.
Где их взять? В городе, в таверне (закладка “Specialists”) или у товарищей по ремеслу (порой они продают найденных офицеров). В городе новичков ценных людей не найти — даже ближайший дружественный порт предлагает намного лучший ассортимент.
Помощник капитана (Mate) — на мой вкус, самый ценный член экипажа. Он увеличивает скорость, но это даже не главное: даже самый скромный из них не дает вашему судну дрейфовать из-за встречного ветра, и, наконец, с его помощью можно плыть против ветра. Лучшие из них дают +7 к уровню навигации (!!), +2 узла к скорости и не меньше 5.5 узлов хода. Если увидите такого — хватайте! На “черном рынке” он стоит преизрядных денег.
Солдат — второй (кое-кто считает — первый) по полезности сотрудник в пиратском бизнесе. Он мало того что увеличивает ваш фехтовальный навык (личный тренер, что ли?) и растит боевой дух команды в абордаже, так еще и немножко улучшает пушечную стрельбу, даром что на это свой специалист есть. Лучшие показатели — +7 фехтование, +3 пушки, +3.4 боевой дух.
Артиллерист (Cannoneer) — наоборот, серьезно увеличивает дальнобойность и меткость, чуточку — фехтование. Однако стрелять проще, чем фехтовать, так что солдат, по мне, предпочтительнее. Лучшие показатели — +7 пушки, +2 фехтование, +300 дальнобойность, +15 урон. Плюсы к урону складываются, из остальных, как обычно, берется максимальный.
Впередсмотрящий (Look-Out Man). Этот остроглазый тип увеличивает дальность обзора и определения принадлежности корабля (это два разных расстояния). Если придется выбирать между двумя впередсмотрящими, у одного из которых будет больше дальность обзора, а у другого — определения, выбирайте второго. Это намного важнее. Не пренебрегайте этим ценным человеком — без него вы будете регулярно обнаруживать национальность встречного судна только в упор... Рекордсмены среди них увеличивают расстояния на +1000!
Врач (Medic) восстанавливает ваше здоровье между поединками. Это полезно, но далеко не в начале карьеры — сперва вы редко будете выходить на несколько абордажей за рейс. Ценность в команде — умеренная. Скорость восстановления — до 5 единиц, и усилия нескольких врачей суммируются.
Плотник (Carpenter) ремонтирует судно (при наличии древесины в трюме). По идее, предназначался примерно для того же, для чего и медик — долгие рейсы, многократные сражения, — но он гораздо нужнее эскулапа. Потому что помогает зарабатывать деньги: захваченный галеон, будучи отремонтирован, принесет куда больше...Для пиратов плотник — незаменимый человек. Различаются плотники по скорости ремонта (до 20), максимальному ремонту (до 95%) и худшему состоянию корабля, который он еще может чинить (до 33%).
Повар (Cook). А этот труженик половника и ухвата совершенно необходим мирным торговцам, может быть — даже прежде помощника капитана. Дело в том, что он ублажает команду, повышая ее моральный дух, а в условиях отсутствия абордажей это — необходимость №1. Иначе рома не напасешься. Говорят, что бывают +5 к морали, но я больше +4 не встречал.
Рыбак (Fisher) потихоньку набивает ваши трюмы рыбой. Хиленькие рыбаки ловят только при стоянке на якоре, те, что покруче — при “половинных” парусах, лучшие экземпляры приносят добычу и при полноценном ходе (в любом случае на якоре дело идет лучше). Конечно, неплохо набивать трюмы рыбой, но, на мой взгляд, времени можно найти лучшее применение. Я бы не советовал тратить место на рыбака, который не умеет ловить на полном ходу. Да и умеющий — возможно, не самое выгодное приобретение. Однако, с другой стороны, их добыча складывается, так что, погрузив на борт сразу несколько рыболовов, вы легко превратите свое судно в настоящий траулер. Попробуйте, вдруг понравится? Чемпионы рыбалки тягают по 4 рыбы в полноскоростном режиме и до 15 — в стоячем.
Торговец (Merchant) влияет на цены, модифицируя ваш торговый навык. Умеренно полезный член экипажа. Дает до +7 к торговле.
Народы моря
В настоящий момент идут эксперименты о внедрении различий между нациями. Так, когда я начинал играть, голландцы получали заметно больше золота, чем англичане, а те, в свою очередь, быстрее растили навигацию (и получали тем самым намного более ценное преимущество). Но на сегодняшний день ничего не решилось, и в момент, когда пишутся эти строки, все нации одинаковы. Превратности судьбы и бета-теста...
Но даже в этом случае выбор национальности — не пустой вопрос. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что персонажей-англичан в игре намного больше, чем кого-либо еще. Отсюда вывод: не играйте за Англию, пока соотношение не изменится. Разве что вы уж очень ее любите. Конечно, приятно (иногда) быть на стороне силы, но за каждый корабль врага у вас будут конкуренты. Француз или голландец чувствуют себя намного комфортнее.
Один из важнейших ваших “ресурсов” — симпатия к вам со стороны той или иной нации (в первую очередь — вашей родной). Он нарабатывается исполнением миссий и каперством против врагов и пиратов. А вот атака на нейтралов (не говорю уже — союзников!) губительно сказывается на репутации не только среди атакуемой стороны, но и на родине: тот, кто нападает на нейтральные суда, уже не капер, а подлый пират. (А если вам надо напоминать, что соотечественников трогать не следует, то да помогут вам духи моря в вашем безумии...)
Отсюда совет: войдя в игру, первое, что вы должны сделать — это поинтересоваться в чате своей нации, с кем нынче воюем. И всегда следить за изменениями внешней политики вашей родины. Совет номер два — никогда не отключайте режим, не позволяющий вам атаковать соотечественников (замочек на панели кнопок).
Напоследок — об имени. Участники игры — в основном серьезные любители пиратского жанра, а потому чувствительны к именам персонажей. Пусть ваше имя будет хотя бы похоже на английское, французское и так далее. Француз с разудалым русским имечком немало раздражает не-русскоязычную часть игроков — а отделяться “русским кланом” от остального мира очень скучно. Я пробовал.
И еще — из элементарной вежливости не кричите на весь мир ничего по-русски. Оставьте родную речь для бесед внутри группы. Правда, на чате французской нации нередко говорят по-французски, а голландцы порой используют голландский... но это, пожалуй, где-то как-то понятно?
Английский фрегат под названием “Бриг”
Настала пора поговорить о кораблях. Существующие их типы вы можете увидеть на картинках — вместе со всеми параметрами. На всякий случай поясню смысл этих чисел.
Минимальная и максимальная команда (min/max Crew) — сколько человек необходимо, чтобы управлять судном (будет меньше — корабль никуда не поплывет, правда, и не затонет, а будет стоять на месте), и сколько человек на нем может плыть.
Пирату на заметку: если вы плавали с другом и вас потопили или взяли абордажем, то ваш друг может спасти вас от плавания на плотике, сделав вражеское судно “кораблем-призраком” (убив команду картечью или, захватив, не взять корабль себе). Вы “захватываете” его с плотика, а товарищ передает вам немного матросов, дабы спокойно добраться до порта.
Трюм (Cargo Hold) — ежу понятно, максимальный груз.
Число пушек (max.Cannons) — не забудьте, что это — на оба борта. Шлюп, к примеру, с каждого борта стреляет только одной пушкой.
Cкорость (Speed) — при идеальном ветре, в бакштаг. Ее можно улучшить взятием старшего помощника. Не забудем также, что скорость эскадры равна скорости самого медленного судна.
Защита (Armor) — снижение урона от залпа. Что интересно, даже целое “стадо” отдельных шлюпов не может пробить защиту приличного корабля, но “если в партию сгрудились малые” — если эти суда идут в эскадре, под управлением одного командира — шансы есть. Залп тогда считается общим.
Пассажирские каюты (Pass.Cabins) — в них можно перевозить пассажиров; это довольно доходные, легкие и приятные миссии. Закавыка — в том, что изначально этот параметр у всех кораблей равен нулю. Что с этим делать — смотрите ниже.
Запас снарядов (Ammunition Hold) — сколько снарядов может везти судно. Параметр не очень важный, обычно хватает...
Минимальная навигация и цена управления (Nav.Skill/Cost): какой нужен уровень навигации, чтобы совладать с кораблем, и сколько пунктов навигации (см. “Навыки”) для него требуется.
Усовершенствования (Upgrades) — сколько можно сделать усилений корабля.
Вот тут начинаются фокусы. Значит, эти параметры не постоянны? Именно так. “Подредактировать” можно почти все: число пушечных портов и скорость, защиту и количество пассажирских кают... Правда, стоят усиления очень недешево, так что делать “супершлюп” вряд ли есть смысл. Но сама по себе возможность собрать фрегат “full option”, который будет шутя “загрызать” галеоны, существует.
Если вы нацелены на режим “make quests, not war”, то первым усилением, которое вы сделаете, будет пассажирская каюта на одном из ваших кораблей. Не на самом сильном: если после неудачного сражения ваше судно перейдет в руки врага вместе с пассажиром и дорогостоящей каютой, вам будет мучительно больно. Я бы рекомендовал оборудовать таким образом барк: в случае чего он легко убежит от серьезных кораблей, а всякую мелкую шушеру (быстрее его плавает только шлюп, да еще пинасса равна ему по скорости) без проблем утопит.
Теперь пройдемся немного по списку кораблей. Понятно, что при первой возможности стоит обзавестись пинассой, а затем барком. Барк “ест” только 2 единицы навигации, а на третью (его можно брать не ранее 3 уровня) ставьте шлюп, чтобы в случае абордажа не остаться ни с чем. Барк — хороший базовый корабль на долгое время, от него никто не убежит, а 8 пушек — поначалу аргумент. Старайтесь меньше воевать пинассой — у нее очень слабая защита, хуже, чем у шлюпа.
Флейт и “торговец” — чисто грузовые суда. В военном качестве они очень посредственны. Нет, пушек у них немало, но скорость и защита для своего класса... в общем, если вы избрали преимущественно военную карьеру, стоит после барка постараться пересесть на фрегат.
Галеоны, кроме военного — тоже грузовики. А военный галеон вам понадобится, чтобы брать города. Но к этому моменту вы уже разберетесь с кораблями сами. Помните: в 80% случаев лучший боевой корабль — фрегат.
Напоследок — о приобретении судов. Лучший метод — все равно абордаж или отстрел картечью. Если хотите купить — лучше у игроков (дешевле). В городе, опять же, разумнее строить корабль, чем покупать — долго, но не такая безумная цена. Вас не раз шокирует разница между продажной и покупной ценой на корабли...
Советы выходящему в море
Группа
Группа, или флотилия, здесь, как ни странно, очень важна. Может показаться, что это не так — ведь в большинстве онлайновых игр группы составлены из принципиально разных персонажей, вроде воина, мага и лекаря, а тут все одинаковы. Но...
Игра дает мощнейший стимул для объединения: плюсы группе за долгое нахождение вместе. Чем дольше люди находятся в команде (для этого правой кнопкой мыши включите меню информации и выберите Team, после чего создайте свою команду и пригласите товарищей), тем больше плюсов она получает. Перечислять все не буду, скажу лишь, что через час с небольшим игры растет и скорость, и урон, и добыча с NPC — круче, чем может помочь большинство офицеров. Не пропустите...
В большинстве MMORPG нет смысла объединять в группу игроков принципиально разного уровня — а тут есть. Даже если вы давно катаетесь на фрегате, вы ничего не потеряете, коль скоро позволите присоединиться к себе юному моряку на шлюпе. И плюсы свои получите.
Это важно: сменить губернатора в захваченном городе можно только при атаке группой.
Есть и специальные групповые тактики, вроде торможения противника таранным ударом. Но они часто оказываются самоубийственными...
С чего начать?
Первое ваше действие: положите все деньги в банк. Незачем терять все, если вас пристукнет шальное ядро! Затем вооружите судно снарядами (без излишка — вас запросто могут убить, и лучше, чтобы это не стало слишком большим убытком) и идите охотиться на управляемые компьютером корабли.
Можно сразу, почти не комплектуя корабль, заняться тренировкой абордажных навыков. Можно, напротив, набрать бомб и ядер и заняться утоплением вражеских шлюпов — это сложнее. На этом этапе не волнуйтесь, если вас утопят — спокойно плывите домой и получайте бесплатный шлюп от губернатора.
Получив третий уровень навигации, начинайте всерьез обустраиваться. Добудьте барк (проще всего купить у игрока), пристыкуйте к нему шлюп, чтобы в случае чего не гибнуть сразу, и займитесь материальной базой. Найдите помощника и повара. Разведайте цены в паре-тройке близлежащих портов (пользуйтесь картой) и начинайте возить что-нибудь подороже, вроде рома. За рейс вполне реально делать по нескольку тысяч. Параллельно время от времени делайте квесты, не то на высоких уровнях вы останетесь почти без миссий — слишком низкая репутация для своего уровня. Стоит сделать себе пассажирскую кабину. Постепенно добавите в эскадру флейт-другой.
Тем, у кого времени очень мало, можно порекомендовать такую альтернативу: приобретите рыбака и повара, а затем займитесь рыбалкой. Это не шибко доходно, но не требует вашего постоянного участия. Станьте на якорь где-нибудь около порта, переведите игру в оконный режим — и радуйтесь жизни...
Люди терпеливые переходят к активной пиратской фазе только на 14-м уровне, когда банковские хранилища ломятся от денег, а “водительских прав” достаточно для фрегата. Это неглупо, но не забудьте, что при таком раскладе ваши боевые навыки сильно отстанут. Я бы рекомендовал начать активную охоту уровня с 7-го, собрав три барка и шлюп. На этом наборе можно охотиться почти на все, что угодно. И неплохо зарабатывать.
Горячие клавиши
Правая кнопка мыши — вызов информационного окна (в нем же — выход из игры и формирование группы).
Cтрелки влево-вправо — поворот корабля.
Стрелка вверх — прибавить парусов.
Стрелка вниз — убавить паруса.
1, 2, 3, 4 — режимы игнорирования, торговли (здесь же заход в города), стрельбы и абордажа (используется также для грабежа брошенных кораблей) соответственно.
A, S, D — режимы стрельбы ядрами, картечью, бомбами.
Z, X — залп орудий левого и правого бортов.
M — включение/отключение показа миникарты и направления ветра.
T, U — выбор следующей цели, снятие выбора.
P — отдача/подъем якоря.
N — включение/отключение режима управления мышью.
F3 — снятие скриншота.
F4, F5, F6 — показывать/не показывать названия городов, игроков, режимов игроков.
W — показать/убрать окно чата.
Esc — все окна, кроме абордажного, закрываются.
Нажатая кнопка Alt позволяет двигать окно мышью.
В режиме фехтования
Стрелка влево, вправо — шаг влево, вправо.
Левая кнопка мыши — атака (вверх, вниз или посередине — определяется положением курсора).
Правая кнопка мыши — защита (аналогично).
Правая кнопка мыши — вызов информационного окна (в нем же — выход из игры и формирование группы).
Cтрелки влево-вправо — поворот корабля.
Стрелка вверх — прибавить парусов.
Стрелка вниз — убавить паруса.
1, 2, 3, 4 — режимы игнорирования, торговли (здесь же заход в города), стрельбы и абордажа (используется также для грабежа брошенных кораблей) соответственно.
A, S, D — режимы стрельбы ядрами, картечью, бомбами.
Z, X — залп орудий левого и правого бортов.
M — включение/отключение показа миникарты и направления ветра.
T, U — выбор следующей цели, снятие выбора.
P — отдача/подъем якоря.
N — включение/отключение режима управления мышью.
F3 — снятие скриншота.
F4, F5, F6 — показывать/не показывать названия городов, игроков, режимов игроков.
W — показать/убрать окно чата.
Esc — все окна, кроме абордажного, закрываются.
Нажатая кнопка Alt позволяет двигать окно мышью.
В режиме фехтования
Стрелка влево, вправо — шаг влево, вправо.
Левая кнопка мыши — атака (вверх, вниз или посередине — определяется положением курсора).
Правая кнопка мыши — защита (аналогично).
Внимание! Только зарегистрированным пользователям доступна ссылка на скачивание.