Рекомендуем:
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Д. В. Давыдов
Забастовка географов[/i][/b]
Одна из самых странных и неожиданных концепций игры — здешний “туман войны”. Я-то думал, к началу Французской революции эпоха географических открытий уже в основном закончилась. По крайней мере, уж картой Европы-то располагала любая уездная школа. Ан нет: на первый ход игры мы “видим” только наших непосредственных соседей.
Но не это интересно. Фокус в том, что, например, морская экспедиция положения дел никак не изменит. Расширить наш “кругозор” можно лишь двумя способами:
сделать научное открытие и построить здание, позволяющее видеть “соседей наших соседей” (а потом и следующее того же типа); завоевать этих самых соседей. С точки зрения реализма — полный бред, другого слова и не подберешь. Почему, скажите на милость, англичане не могут торговать с русскими, даже если запрудят всю Балтику своими кораблями? Но с точки зрения стратегии, как ни странно, это оказывается очень мощной новинкой. Борьба за ключевые точки карты становится намного более напряженной.
Экономика[/i][/b]
Экономика устроена не слишком сложно. Есть четыре ресурса: деньги, “сырье”, пища и люди. Пища расходуется в основном на войска, причем на стоящие в гарнизоне городов она практически не нужна, а в случае войны потребляется со страшной скоростью. Даже Россия со своими бескрайними полями не может себе позволить постоянно кормить воюющую армию!
Какие ресурсы тяжелее достаются — зависит от страны. России, к примеру, изначально резко не хватает денег, а англичанам — сырья и людей.
К сырью, людям и пище подход общий: строим “добывающие” здания (в случае людей это больницы, а вовсе не работорговые фактории). Предпочитаем, естественно, те области, где доход больше. Разница есть только одна: людей нельзя “прикупить” у соседа.
Это интересно: [/b]а вот награбить — можно! После аннексии вражеской страны вам сообщают, что с ее складов вы уволокли домой столько-то золота, пищи, сырья... и народу. Чудные дела!
А вот денежный оборот — штука более хитрая.
Конечно, деньги поступают и в виде налогов с населения, но с этого шубу не сошьешь. Надо строить коммерцию.
Для внутренней торговли достаточно построить (и периодически улучшать) здание в столице, а внешнюю строят понемногу, маршрут за маршрутом.
На заметку: [/b]не пропустите очень важное здание в числе изучаемых во “вторую эпоху”: таможню. Выстроив ее, вы получаете 25% с чужих торговых путей, которые идут через вас. Для австрийцев, например, с их центральным положением это дает гигантские доходы.[/i]
Для сухопутной торговли надо строить соответствующие здания в чужих столицах. Для морской — производить торговые корабли (это делается только в коммерческом режиме) и перетаскивать их мышью на доступные (подсвеченные) иностранные порты. И здания, и корабли надо порой совершенствовать.
Любая торговля прерывается, если вы в состоянии войны со своим торговым партнером. Так что планировать торговлю надо очень тщательно, не то деньги будут потрачены впустую.
Как известно, немалая часть сил Наполеона ушла на попытки организовать торговую блокаду Англии. Здесь это работает, и работает хорошо. Англичане, по понятным причинам, сухопутной торговлей изначально не занимаются, а если поставить на морской район, через который идет торговый путь, свои военные корабли (конечно, в случае войны с торгующей страной)
На заметку:[/b] морские пути существенно выгоднее, но вот строить их сложнее. И дело не только в возможности блокады. Из-за правил видимости: морем имеет смысл торговать в основном с дальними странами. Как сказал по этому поводу уже знакомый читателям ЛКИ Кен Катбертсон: “Главная страна в Европе — Швейцария, кто владеет Швейцарией — тот владеет географией”.[/i]
Дипломатия[/i][/b]
А вот в этой части игра может похвастаться одной из самых мощных и работоспособных систем на сегодняшний день. Настолько, что правильная ее организация может переломить весь ход игры. Но вообще-то поддерживать хорошие отношения с “нужными” соседями совсем непросто.
В большинстве игр монархи сопредельных стран реагируют только на такие тонкие оскорбления, как прямое вторжение, а все, что меньше этого, не вызывает никакой реакции. Здесь обидеть соседнее государство можно множеством способов. Например:
отказать в предложенной сделке. Эти самые сделки — сущий кошмар. Вот, например, России то и дело предлагают хлеб и лес, которые ей нужны, как Судану песок. И либо спонсируйте из своего кармана всех соседей, жаждущих сбыть неликвид, либо скрежещите зубами, глядя, как из вас делают hostis humani generis, сиречь врага рода человеческого... сделать предложение, которое не примут. “Бесплатных попыток” нет: если посулите за свой проект недостаточно, и он будет отклонен — денег, конечно, не возьмут, но “осадок останется”; собрать войска у границ страны (включая сюда и дефилирование у берега десантных кораблей). Доверчивостью сталинского правительства здешние вожди похвастаться не могут. Отсюда, между прочим, вывод: собираетесь воевать — делайте это быстро, не то рассердится не только предполагаемая цель, но и другие, у чьих границ вы концентрируете войска (ведь из-за большого размера “лоскутов” карты здесь большинство пограничных провинций имеет не одного внешнего соседа); вторгнуться все равно куда без объявления войны: агрессоров не любит никто; вступить в коалицию (даже если она направлена против другой страны, все, кроме непосредственных участников коалиции, несколько напрягаются, видя, как соседи объединяются в блоки. Это грозит перекроить баланс сил. А вот чисто оборонительные союзы возражений не вызывают). Это еще не все, только самые популярные причины недовольства вами. Да, еще не забудем, что на дворе у нас век революций: поэтому республики предпочитают дружить с республиками, а монархии — с монархиями.
Средств повлиять на отношения положительно тоже хватает. Здесь и удачные (принятые) предложения, и строительство специальных зданий во вражеской столице, и банальный подкуп, и успешное исполнение союзнических обязательств. Просто предложение союза более слабой нации расценивается как благородный шаг. Помогает и объявление войны извечному противнику страны.
А монархии имеют в своем арсенале “козырную карту” — династический брак. Мелкие королевства бывают порой так польщены, что немедленно присоединяются...
Зачем, собственно говоря, нужны хорошие отношения? Помимо того, что они обеспечивают какую-никакую безопасность вашим границам и торговым путям, им есть еще несколько применений. Среди них:
Союз может оказаться весьма выгодным “вложением”. Правда, воевать за чужие интересы никто не спешит, но обычно можно договориться о каких-то совместных действиях, а порой — о передаче войск в ваше распоряжение. В общем, союзы здесь продуктивнее, чем в большинстве стратегий. Кроме того, часто будет полезно право прохода по чужой территории; Нейтральные страны (в смысле — все, кроме 5 великих империй) можно и порой нужно аннексировать мирным путем. Для этой цели строится консульство, затем газета и другие “агитационные” здания. Если в стране с вашим консульством отношение к вам достигает 100 — страна немедленно присоединяется. Республикам (см. “Государственный строй”) достичь этого значительно проще, чем монархиям. Господа генералы могут поинтересоваться, зачем нужно мирное присоединение — ведь эта операция стоит времени, денег, людских ресурсов (почему-то здания этого класса требуют множества людей). Да и разовое вложение в копилку государства (деньги, люди, сырье, пища) оказывается меньше, чем при военной аннексии.
Вот зачем. Мирное присоединение: не портит ни с кем отношений; не рушит торговые пути; предоставляет в ваше распоряжение армию и флот аннексированного государства. Но даже не пытайтесь склонить к “добровольному сожительству” изначально не любящие вас страны: сколько волка ни корми, он все в лес глядит. Например, Россия может “соблазнить” шведов, датчан, молдаван, с поляками операция обойдется неоправданно дорого, а с турками делать такое просто глупо.
Армии и флоты[/i][/b]
В перемещении флотов и армий никаких особых хитростей нет. Правда, новичкам в “лоскутных” стратегиях придется сперва свыкнуться с концепцией “ключевых пунктов”, которой особый стиль придает проблема “видимости” (см. выше).
Необходимость получить обозрение получше часто заставляет идти на безрассудные шаги: растягивание коммуникаций, создание территориальных “выступов”. Все это делает ваши границы очень уязвимыми. Правда, на низких уровнях сложности враги несколько страдают пацифизмом, но на высоких вам этого не простят.
И отряды, и командиры в игре набирают опыт; следите за этим и не отдавайте лучших на заклание. Вы еще оцените разницу между гвардейцем и новобранцем. Как-то три пехотных отряда полковника Дохтурова, так сказать — три мушкетера, у меня держали Гельвецию против 12 (!) австрийских подразделений... Правда, для проигрыша австрийцам понадобился-таки их национальный талант быть битыми.
Как уже говорилось, офицеры для армий необходимы. А строятся они небыстро; отсюда вывод — если ваши приоритеты сейчас направлены на мирное развитие, сделайте запас военачальников на черный день. Есть они просят немного, пригодятся!
Высокоранговые офицеры ближе к миттельшпилю станут насущной потребностью: ведь в провинции может быть не более 3 ваших армий (плюс подкрепления), и для решительных сражений 9 отрядов (по 3 на капитана) откровенно мало.
Не тратьтесь на ополченцев (ландвер, рекрутов — как их ни назови). Вообще. Единственная польза от них — выбивать вражескую пехоту из зданий, благо стоят они дешево, да еще прикрывать от огня ценные отряды. Но здесь вам не Warhammer Fantasy Battles, и система “пушечного мяса” не окупается.
Артиллерия — не панацея, хотя для штурма поселений и необходима. Поначалу на армию вторжения из 9 отрядов одной батареи, в принципе, достаточно, а трех — откровенно много. Сбалансированный состав, о котором говорилось достаточно много в главе “Сражение”, может для 9 отрядов выглядеть примерно так: 1-2 батареи (одна непременно против укреплений, легкие пушки — по вкусу), 2-3 конных полка (по меньшей мере один скоростной, вроде гусар, и один боевой — например, казаки), 4-6 пехотных полков, среди которых примерно поровну стрелки и пехота общего назначения. В обороне — 1-2 конных полка, остальное — пехота в том же соотношении.
Но это, как уже сказано, поначалу. Затем артиллерия действительно становится царицей полей и главным оружием против пехоты. Мощные стрелковые каре уничтожают ваши конные полки еще на подходе, но против нескольких батарей они беззащитны. А когда появляется мобильная конная артиллерия... В общем, количество пушек надо будет заметно увеличить.
Политический строй[/b]
Поначалу все государства устроены одинаково, но с началом второй эпохи (игра делится по научному уровню на три эпохи) они становятся счастливы по-своему — кто-то с демократией, кто-то с самодержавием. Первая в третью эпоху может мутировать в республику или конституционную монархию, вторая — в абсолютную монархию или диктатуру.
Различия огромны. Достаточно сказать, что технологическое древо у монархистов и республиканцев совершенно разное.
Если в Civilization республика была, в целом, намного лучше монархии, здесь это не совсем так. Республиканцы имеют преимущество в торговле и в мирном присоединении (хотя династические браки — отличная штука); монархии эффективнее в войне. Главное здесь — недоступная (!) демократам технология военных госпиталей, позволяющая восстанавливать потери у поврежденных отрядов. А мягкотелым республиканцам остается только либо сливать побитые полки вместе, либо так и воевать отрядом из пяти солдатиков...
Это баг: [/b]в некоторых версиях игры почему-то кнопка Restore у отряда так и остается затененной. Если у вас такая — лучше смените. Так жить нельзя.[/i]
Для демократов вообще нет ничего бесплатного. Зато и денег — залейся. А монархисты получают больше новобранцев в армию, но казна у них вечно пуста.
Подробнее о технологических деревьях мы поговорим, вероятно, в следующем номере. Впрочем, хитростей там почти нет — все видно невооруженным глазом, деревья устроены очень просто.
Квесты[/b]
Уникальная особенность игры. Конечно, римский сенат или король в Europa Universalis тоже давал нам миссии, но здесь они следуют не из воли начальства, а из доступных технологий. Ряд технологий открывает доступ к тому или иному квесту. Можно считать, что это не миссии, а скорее что-то вроде “чудес света” из Civilization.
Обычно квест устроен так: надо собрать какое-то количество ресурсов, войск, зданий, торговых путей и так далее, после чего нажать кнопку Collect — получить награду. Ресурсы при этом обычно тратятся (пути, к счастью, нет).
Например, можно резко ускорить свою науку сроком на год, отыскав Розеттский камень. Для этого надо снарядить экспедицию в Египет, то есть:
построить два военных корабля; построить три пехотных полка; провести морской торговый путь в Александрию.
Это важно: [/b]выполнив квест, вовсе не обязательно тут же получать награду. Очень часто это нежелательно. Например, аграрная революция дает вам содержание армии без пищи в течение года: взять эту награду в мирное время было бы непростительной глупостью.[/i]
Империи и их стратегическое положение
Россия[/i][/i][/b]
За Россию играть, пожалуй, проще всего. Страна эта богата всем, кроме собственно денег; гигантские размеры ее провинций здесь делают переброску войск более быстрой (кстати, обратите внимание, путь от Петербурга к Черному морю короче через восток). Тылы “прикрыты” концом карты. Да еще и по части изначальной науки русские почему-то впереди всех (что никак правде жизни не соответствует).
Есть достаточно “плюшевые” соседи: Турция (направление вашего первого удара!), Швеция (просится под мирную аннексию, но можно и по-плохому), Польша, Молдавия. От турок нетрудно прорваться в Италию — это богатейший и стратегически важный регион. Ближайшие великие империи — Австрия и Пруссия. Их можно и нужно стравить между собой, причем выгоднее объединиться против австрияков. Правда, те готовы регулярно платить нам за союз с ними, так что можно и наоборот.
Однако не будем спешить с войной (кроме, быть может, русско-турецкой). Нам надо срочно поправлять финансовое положение, иначе скоро застрянем, и очень крепко. Изучение торговых наук будет приоритетом номер один. А промышленные дисциплины можно исследовать сразу после подчинения турок; во всяком случае, поставить бесплатные больницы и лесопилки лучше именно тогда.
Пополнив казну и решив проблему турок, стоит дать толчок науке (как раз кстати мы добрались до границ Египта: можно выполнить квест с Розеттским камнем); затем пора определять следующую цель. Если мирные акции — в вашем стиле, начинайте окультуривать Швецию, если нет — приберите ее к рукам по-другому. Можно “приватизировать” и Ломбардию. Коль скоро Австрия и Пруссия завязались друг на друга, попробуйте быстренько съесть Италию, но это чревато тем самым растяжением границ и общей уязвимостью. Безопаснее решить германские проблемы, хотя в этом случае в Италии вы, скорее всего, застанете французов.
Наконец, если в Европе дела обстоят сурово, не лезьте в итальянскую мясорубку — лучше тихо и спокойно употребите в пищу Африку. Там вам могут мешать только англичане, и то весьма умеренно. Да и потом они у вас ее не отберут.
Польшу вообще не трогайте как можно дольше, хоть это и противоречит исторической правде. Она станет преизрядной головной болью для немцев или австрийцев — вот и чудненько. Поучаствовать в ее дележе вы всегда успеете.
На морях вам гегемония особо не нужна, куда надо — придете и посуху, а если встанет нужда воевать с англичанами, к этому моменту превосходство сил у вас должно стать подавляющим.
Таблица 1
Россия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаRecruitsПехота035250MusketeersПехота60м354240Light InfantryПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Ismailovski GuardПехота70м469253DragoonsКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700CossacksКавалерия046900Czar's GuardsКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Англия[/i][/b]
Франция, как нетрудно догадаться, — наша основная проблема. Справимся с нею — дальнейшее сравнительно легко. Но атака на нее в лоб успеха, скорее всего, не даст: на суше французы поначалу сильнее, а потом у них начинают плодиться элитные войска. Так что не будем спешить. К себе бы их не пустить — уже славно.
Замечание:[/b] поначалу многим кажется, что есть все возможности прижать французов прямо сейчас — на начало игры у англичан сил больше. Это иллюзия. Серьезного вреда мы французам не нанесем, а в развитии отстанем.[/i]
А значит, нужен флот, флот и еще раз флот. А также маяки везде, где можно, чтобы подальше видеть. В первую очередь нужна морская торговля — и надежное ее прикрытие.
Тем самым решить денежный вопрос удается достаточно легко: морские караваны приносят кучу золота. Однако у англичан быстро настают проблемы с сырьем, пищей, да и с людьми тоже. Воевать надо, никуда не денешься. А значит, стоит сразу же решить, каким морем будем править в первую очередь — Балтикой или Средиземноморьем.
В Средиземном море много доступной добычи: африканский берег вообще никого поначалу не интересует, а ведь можно еще закрепиться в Италии (Испанию лучше не трогать — она в этот исторический период служит естественным союзником против французов; можно потом присоединить ее дипломатически). У этого пути есть один недостаток: можно неожиданно влипнуть в войну против России, а этого нам совсем-совсем не нужно. И не только потому, что Россия для нас достаточно неприятный противник: она еще и в охотку продаст нам потребные ресурсы, коих у нее в избытке. Но этого конфликта вполне можно избежать.
Балтика означает тоже вторжение в русское пространство, но если не трогать поначалу Швецию — ничего страшного. Приобретя в личную собственность Данию (ей принадлежит на тот момент и Норвегия!), мы намертво затыкаем “окно в Европу” и русским, и пруссакам. Вот и славненько: теперь налаживаем отношения с русскими и едим Пруссию, а за ней Австрию.
Этот путь дает нам сразу много боевого опыта и мощные позиции в Европе, но если Россия договорится с Францией... тогда, боже, храни короля.
Есть в балтийском варианте и еще один вариант: вступив в войну с французами по факту союза с Ганновером, принять в Ганновере оборонительный бой (понадобится право прохода) и истощить французские силы. Это удается не всегда, требует некоторой провокативности, но порой приносит блестящие плоды.
Таблица 2
Англия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLine InfantryПехота60м354240Light InfantryПехота70м32044Grenadiar GuardsПехота65м407044Rifle MenПехота75м353053Black WatchПехота70м469253House Hold КавалерияКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700LancersКавалерия046900LifeguardsКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514Congreve RocketsАртиллерия120м08030HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Франция[/i][/b]
Прирожденный агрессор, Франция нуждается в быстрой экспансии всеми доступными средствами. Наука подождет, скорее в бой! В свете этого ей, как ни странно, невыгодно республиканское правление: монархия дает больше возможностей.
Тем не менее поначалу вас почти наверняка попытаются прижать. Не страшно, получим драгоценный боевой опыт. Спокойно уничтожим агрессора на своей территории, и только потом — контратака.
Рано или поздно придется строить флот и создавать проблемы англичанам. Но — не сразу: флот стоит слишком дорого в отношении в первую очередь сырья, а у нас с ним трудности. Да и быстрого дохода он французам не даст. Поэтому для начала лишим англичан союзников на континенте: Ганновера и Испании (Португалия пойдет бесплатным приложением). Но следим и за австрияками: если у них дела с Пруссией пойдут чересчур хорошо, надо поскорее лезть в Италию, пока туда не пришли австрийцы.
Обеспечив себе приличный доход за счет Испании, Италии и Нидерландов, начинаем масштабную кампанию против Австрии. Всех, кого можем, беззастенчиво присоединяем династическим браком. Если Пруссия еще жива — можно с ней договориться. Россия на этом этапе, скорее всего, войдет в австрийский блок, но крупно нам напакостить сможет не сразу — если держать в северной Италии войска для контратаки на Балканы (а если русские туда еще не пришли — тогда это плохие, негодные русские, и бояться их незачем).
В итоге имеем почти то же, что в реальной истории: гегемонию в Западной Европе и противостоящий нам русско-британский союз, у которого почти все моря и некоторое преимущество в науке, но менее опытные войска.
Казалось бы, логично додавить Россию — тут мы неплохо обойдемся без флота. Но это неправильный путь: здесь стоит свернуть с наполеоновской дорожки и постараться хоть немного ослабить Англию. Это можно сделать, высадившись в Африке (если англичане дадут нам десантироваться к себе — все совсем классно, но для этого нужно очень мощное экономическое преимущество). Укрепившись, строим флот и разбираемся с британским львом.
Таблица 3
Франция
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаFrench MilitiaПехота025250FusiliersПехота60м354240VoltigeursПехота70м32044GrenadiarsПехота65м407244TirailleursПехота75м353053Imperial GuardПехота70м469253Grenadiars a ChevalКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700LancersКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Австрия[/i][/b]
[/i]У Австрии владения в самом центре континента. Это обеспечивает отличную видимость, но также и уязвимость. Безопасных тылов нет. А еще нет ни единого выхода к морю, что небезвредно для экономики. Подработаем на поставках пищи и сырья англичанам.
От союза со Швейцарией надо избавляться. Он принесет нам кучу проблем, потому что Швейцарию гарантированно постараются получить французы. Зачем нам воевать за интересы часовщиков и банкиров?
С русскими почти наверняка придется дружить. Поначалу они слишком опасны. Пруссию нужно выключить из игры первой, сразу после захвата мелких германских государств. Она даже мяукнуть не успеет. Потом — Италия.
А вот тут-то часто появляется отличная возможность. Русские тем временем прибывают в Ломбардию, сделав из своих земель этакий полумесяц. Если венецианцы оказали им сопротивление, тут-то можно отлично разгромить своего бывшего дружка, после чего во главе Восточной Европы противопоставлять себя кому угодно.
Если же Россия не подставилась, тогда договоримся с ней о французской экспедиции, пропустив русские войска через Альпы.
Лучшее, на что можно надеяться — это что Россия вместо турок займется Польшей. Это — золотая возможность! Тогда — бегом через Турцию в Африку.
Самая большая проблема австрийцев в том, что их интересы противоречат всем остальным великим державам. Если Россия окрепнет — проглотит Австрию в два счета. Если нарушится паритет Англия-Франция — Австрии опять-таки грозят большие неприятности. Даже англичане, наиболее дружественная нация, и те могут укусить, а уж остальные только и ждут оторвать от Австрии клочок-другой. Иными словами, игрок за Австрию должен постоянно владеть дипломатической ситуацией, стравливая британцев с французами и ослабляя русских.
Таблица 4
Австрия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLandwehrПехота035250MusketeersПехота60м354540GrenzersПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Royal GuardПехота70м469253Austrian DragoonsКавалерия60м398557Hungarian HussarsКавалерия054700UhlansКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Пруссия[/i][/b]
В описываемое время в России было модно издеваться над пруссаками почем зря. Но смеяться легко, а попробуйте-ка выиграйте за Пруссию на высокой сложности!
Положение ее лучше всего характеризуется словом “отвратительное”. Территория — с гулькин нос и к тому же нищая. Зажата между Австрией и Россией. Единственный союзник — хилая Саксония. Даже поляки, и те скалят зубы на несчастных немцев. Как и австрийцы, вы вынуждены защищать все границы разом, но богатства Австрии у вас нет.
Что остается? В первую очередь — искать союза. С Россией, Англией, Францией — с кем получится. Идеальна была бы Франция, благо интересы более-менее общие, но тогда русские с австрийцами точно договорятся — и храбрые галлы просто не успеют нам помочь. А Австрия очень стремится поладить с Россией и поделить Пруссию...
Вся наука и все деньги первое время идут на войну. Мирные обновления можно себе позволить только после того, как займете достойное место среди прочих держав. А то... империя не империя, Турция не Турция, так, не пойми что.
Выберите момент, когда русские ввяжутся в турецкую войну, и быстренько съешьте Данию. Польша сытнее, но она кусается. Затем придет и ее очередь.
После этого нам, вероятнее всего, будет несложно поладить с Англией... но не исключено, что эффективнее будет как раз теперь дружить с французами против австрийцев или даже англичан. В последнем случае вам может достаться Ганновер, а то и Нидерланды.
Если же русско-австрийский горизонт удалось омрачить — тогда вопросов нет, присоединяемся к русским и бьем австрийцев. Можно и наоборот, но хуже.
Пруссия не имеет права даже задумываться о демократических ценностях. Почему? Да потому, что из-за постоянной войны на начальном этапе она быстро обзаводится элитными войсками, и растерять их из-за отсутствия возможности восполнить — непростительное расточительство. И — берегите ваших генералов. Ближе к середине игры именно они могут обеспечить вам решающий перевес. Как, однако, неисторично...
Таблица 5
Пруссия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLandwehrПехота035250MusketeersПехота60м354240GrenzersПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Royal GuardПехота70м469253DragoonsКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700UhlansКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Д. В. Давыдов
Забастовка географов[/i][/b]
Одна из самых странных и неожиданных концепций игры — здешний “туман войны”. Я-то думал, к началу Французской революции эпоха географических открытий уже в основном закончилась. По крайней мере, уж картой Европы-то располагала любая уездная школа. Ан нет: на первый ход игры мы “видим” только наших непосредственных соседей.
Но не это интересно. Фокус в том, что, например, морская экспедиция положения дел никак не изменит. Расширить наш “кругозор” можно лишь двумя способами:
сделать научное открытие и построить здание, позволяющее видеть “соседей наших соседей” (а потом и следующее того же типа); завоевать этих самых соседей. С точки зрения реализма — полный бред, другого слова и не подберешь. Почему, скажите на милость, англичане не могут торговать с русскими, даже если запрудят всю Балтику своими кораблями? Но с точки зрения стратегии, как ни странно, это оказывается очень мощной новинкой. Борьба за ключевые точки карты становится намного более напряженной.
Экономика[/i][/b]
Экономика устроена не слишком сложно. Есть четыре ресурса: деньги, “сырье”, пища и люди. Пища расходуется в основном на войска, причем на стоящие в гарнизоне городов она практически не нужна, а в случае войны потребляется со страшной скоростью. Даже Россия со своими бескрайними полями не может себе позволить постоянно кормить воюющую армию!
Какие ресурсы тяжелее достаются — зависит от страны. России, к примеру, изначально резко не хватает денег, а англичанам — сырья и людей.
К сырью, людям и пище подход общий: строим “добывающие” здания (в случае людей это больницы, а вовсе не работорговые фактории). Предпочитаем, естественно, те области, где доход больше. Разница есть только одна: людей нельзя “прикупить” у соседа.
Это интересно: [/b]а вот награбить — можно! После аннексии вражеской страны вам сообщают, что с ее складов вы уволокли домой столько-то золота, пищи, сырья... и народу. Чудные дела!
А вот денежный оборот — штука более хитрая.
Конечно, деньги поступают и в виде налогов с населения, но с этого шубу не сошьешь. Надо строить коммерцию.
Для внутренней торговли достаточно построить (и периодически улучшать) здание в столице, а внешнюю строят понемногу, маршрут за маршрутом.
На заметку: [/b]не пропустите очень важное здание в числе изучаемых во “вторую эпоху”: таможню. Выстроив ее, вы получаете 25% с чужих торговых путей, которые идут через вас. Для австрийцев, например, с их центральным положением это дает гигантские доходы.[/i]
Для сухопутной торговли надо строить соответствующие здания в чужих столицах. Для морской — производить торговые корабли (это делается только в коммерческом режиме) и перетаскивать их мышью на доступные (подсвеченные) иностранные порты. И здания, и корабли надо порой совершенствовать.
Любая торговля прерывается, если вы в состоянии войны со своим торговым партнером. Так что планировать торговлю надо очень тщательно, не то деньги будут потрачены впустую.
Как известно, немалая часть сил Наполеона ушла на попытки организовать торговую блокаду Англии. Здесь это работает, и работает хорошо. Англичане, по понятным причинам, сухопутной торговлей изначально не занимаются, а если поставить на морской район, через который идет торговый путь, свои военные корабли (конечно, в случае войны с торгующей страной)
На заметку:[/b] морские пути существенно выгоднее, но вот строить их сложнее. И дело не только в возможности блокады. Из-за правил видимости: морем имеет смысл торговать в основном с дальними странами. Как сказал по этому поводу уже знакомый читателям ЛКИ Кен Катбертсон: “Главная страна в Европе — Швейцария, кто владеет Швейцарией — тот владеет географией”.[/i]
Дипломатия[/i][/b]
А вот в этой части игра может похвастаться одной из самых мощных и работоспособных систем на сегодняшний день. Настолько, что правильная ее организация может переломить весь ход игры. Но вообще-то поддерживать хорошие отношения с “нужными” соседями совсем непросто.
В большинстве игр монархи сопредельных стран реагируют только на такие тонкие оскорбления, как прямое вторжение, а все, что меньше этого, не вызывает никакой реакции. Здесь обидеть соседнее государство можно множеством способов. Например:
отказать в предложенной сделке. Эти самые сделки — сущий кошмар. Вот, например, России то и дело предлагают хлеб и лес, которые ей нужны, как Судану песок. И либо спонсируйте из своего кармана всех соседей, жаждущих сбыть неликвид, либо скрежещите зубами, глядя, как из вас делают hostis humani generis, сиречь врага рода человеческого... сделать предложение, которое не примут. “Бесплатных попыток” нет: если посулите за свой проект недостаточно, и он будет отклонен — денег, конечно, не возьмут, но “осадок останется”; собрать войска у границ страны (включая сюда и дефилирование у берега десантных кораблей). Доверчивостью сталинского правительства здешние вожди похвастаться не могут. Отсюда, между прочим, вывод: собираетесь воевать — делайте это быстро, не то рассердится не только предполагаемая цель, но и другие, у чьих границ вы концентрируете войска (ведь из-за большого размера “лоскутов” карты здесь большинство пограничных провинций имеет не одного внешнего соседа); вторгнуться все равно куда без объявления войны: агрессоров не любит никто; вступить в коалицию (даже если она направлена против другой страны, все, кроме непосредственных участников коалиции, несколько напрягаются, видя, как соседи объединяются в блоки. Это грозит перекроить баланс сил. А вот чисто оборонительные союзы возражений не вызывают). Это еще не все, только самые популярные причины недовольства вами. Да, еще не забудем, что на дворе у нас век революций: поэтому республики предпочитают дружить с республиками, а монархии — с монархиями.
Средств повлиять на отношения положительно тоже хватает. Здесь и удачные (принятые) предложения, и строительство специальных зданий во вражеской столице, и банальный подкуп, и успешное исполнение союзнических обязательств. Просто предложение союза более слабой нации расценивается как благородный шаг. Помогает и объявление войны извечному противнику страны.
А монархии имеют в своем арсенале “козырную карту” — династический брак. Мелкие королевства бывают порой так польщены, что немедленно присоединяются...
Зачем, собственно говоря, нужны хорошие отношения? Помимо того, что они обеспечивают какую-никакую безопасность вашим границам и торговым путям, им есть еще несколько применений. Среди них:
Союз может оказаться весьма выгодным “вложением”. Правда, воевать за чужие интересы никто не спешит, но обычно можно договориться о каких-то совместных действиях, а порой — о передаче войск в ваше распоряжение. В общем, союзы здесь продуктивнее, чем в большинстве стратегий. Кроме того, часто будет полезно право прохода по чужой территории; Нейтральные страны (в смысле — все, кроме 5 великих империй) можно и порой нужно аннексировать мирным путем. Для этой цели строится консульство, затем газета и другие “агитационные” здания. Если в стране с вашим консульством отношение к вам достигает 100 — страна немедленно присоединяется. Республикам (см. “Государственный строй”) достичь этого значительно проще, чем монархиям. Господа генералы могут поинтересоваться, зачем нужно мирное присоединение — ведь эта операция стоит времени, денег, людских ресурсов (почему-то здания этого класса требуют множества людей). Да и разовое вложение в копилку государства (деньги, люди, сырье, пища) оказывается меньше, чем при военной аннексии.
Вот зачем. Мирное присоединение: не портит ни с кем отношений; не рушит торговые пути; предоставляет в ваше распоряжение армию и флот аннексированного государства. Но даже не пытайтесь склонить к “добровольному сожительству” изначально не любящие вас страны: сколько волка ни корми, он все в лес глядит. Например, Россия может “соблазнить” шведов, датчан, молдаван, с поляками операция обойдется неоправданно дорого, а с турками делать такое просто глупо.
Армии и флоты[/i][/b]
В перемещении флотов и армий никаких особых хитростей нет. Правда, новичкам в “лоскутных” стратегиях придется сперва свыкнуться с концепцией “ключевых пунктов”, которой особый стиль придает проблема “видимости” (см. выше).
Необходимость получить обозрение получше часто заставляет идти на безрассудные шаги: растягивание коммуникаций, создание территориальных “выступов”. Все это делает ваши границы очень уязвимыми. Правда, на низких уровнях сложности враги несколько страдают пацифизмом, но на высоких вам этого не простят.
И отряды, и командиры в игре набирают опыт; следите за этим и не отдавайте лучших на заклание. Вы еще оцените разницу между гвардейцем и новобранцем. Как-то три пехотных отряда полковника Дохтурова, так сказать — три мушкетера, у меня держали Гельвецию против 12 (!) австрийских подразделений... Правда, для проигрыша австрийцам понадобился-таки их национальный талант быть битыми.
Как уже говорилось, офицеры для армий необходимы. А строятся они небыстро; отсюда вывод — если ваши приоритеты сейчас направлены на мирное развитие, сделайте запас военачальников на черный день. Есть они просят немного, пригодятся!
Высокоранговые офицеры ближе к миттельшпилю станут насущной потребностью: ведь в провинции может быть не более 3 ваших армий (плюс подкрепления), и для решительных сражений 9 отрядов (по 3 на капитана) откровенно мало.
Не тратьтесь на ополченцев (ландвер, рекрутов — как их ни назови). Вообще. Единственная польза от них — выбивать вражескую пехоту из зданий, благо стоят они дешево, да еще прикрывать от огня ценные отряды. Но здесь вам не Warhammer Fantasy Battles, и система “пушечного мяса” не окупается.
Артиллерия — не панацея, хотя для штурма поселений и необходима. Поначалу на армию вторжения из 9 отрядов одной батареи, в принципе, достаточно, а трех — откровенно много. Сбалансированный состав, о котором говорилось достаточно много в главе “Сражение”, может для 9 отрядов выглядеть примерно так: 1-2 батареи (одна непременно против укреплений, легкие пушки — по вкусу), 2-3 конных полка (по меньшей мере один скоростной, вроде гусар, и один боевой — например, казаки), 4-6 пехотных полков, среди которых примерно поровну стрелки и пехота общего назначения. В обороне — 1-2 конных полка, остальное — пехота в том же соотношении.
Но это, как уже сказано, поначалу. Затем артиллерия действительно становится царицей полей и главным оружием против пехоты. Мощные стрелковые каре уничтожают ваши конные полки еще на подходе, но против нескольких батарей они беззащитны. А когда появляется мобильная конная артиллерия... В общем, количество пушек надо будет заметно увеличить.
Политический строй[/b]
Поначалу все государства устроены одинаково, но с началом второй эпохи (игра делится по научному уровню на три эпохи) они становятся счастливы по-своему — кто-то с демократией, кто-то с самодержавием. Первая в третью эпоху может мутировать в республику или конституционную монархию, вторая — в абсолютную монархию или диктатуру.
Различия огромны. Достаточно сказать, что технологическое древо у монархистов и республиканцев совершенно разное.
Если в Civilization республика была, в целом, намного лучше монархии, здесь это не совсем так. Республиканцы имеют преимущество в торговле и в мирном присоединении (хотя династические браки — отличная штука); монархии эффективнее в войне. Главное здесь — недоступная (!) демократам технология военных госпиталей, позволяющая восстанавливать потери у поврежденных отрядов. А мягкотелым республиканцам остается только либо сливать побитые полки вместе, либо так и воевать отрядом из пяти солдатиков...
Это баг: [/b]в некоторых версиях игры почему-то кнопка Restore у отряда так и остается затененной. Если у вас такая — лучше смените. Так жить нельзя.[/i]
Для демократов вообще нет ничего бесплатного. Зато и денег — залейся. А монархисты получают больше новобранцев в армию, но казна у них вечно пуста.
Подробнее о технологических деревьях мы поговорим, вероятно, в следующем номере. Впрочем, хитростей там почти нет — все видно невооруженным глазом, деревья устроены очень просто.
Квесты[/b]
Уникальная особенность игры. Конечно, римский сенат или король в Europa Universalis тоже давал нам миссии, но здесь они следуют не из воли начальства, а из доступных технологий. Ряд технологий открывает доступ к тому или иному квесту. Можно считать, что это не миссии, а скорее что-то вроде “чудес света” из Civilization.
Обычно квест устроен так: надо собрать какое-то количество ресурсов, войск, зданий, торговых путей и так далее, после чего нажать кнопку Collect — получить награду. Ресурсы при этом обычно тратятся (пути, к счастью, нет).
Например, можно резко ускорить свою науку сроком на год, отыскав Розеттский камень. Для этого надо снарядить экспедицию в Египет, то есть:
построить два военных корабля; построить три пехотных полка; провести морской торговый путь в Александрию.
Это важно: [/b]выполнив квест, вовсе не обязательно тут же получать награду. Очень часто это нежелательно. Например, аграрная революция дает вам содержание армии без пищи в течение года: взять эту награду в мирное время было бы непростительной глупостью.[/i]
Империи и их стратегическое положение
Россия[/i][/i][/b]
За Россию играть, пожалуй, проще всего. Страна эта богата всем, кроме собственно денег; гигантские размеры ее провинций здесь делают переброску войск более быстрой (кстати, обратите внимание, путь от Петербурга к Черному морю короче через восток). Тылы “прикрыты” концом карты. Да еще и по части изначальной науки русские почему-то впереди всех (что никак правде жизни не соответствует).
Есть достаточно “плюшевые” соседи: Турция (направление вашего первого удара!), Швеция (просится под мирную аннексию, но можно и по-плохому), Польша, Молдавия. От турок нетрудно прорваться в Италию — это богатейший и стратегически важный регион. Ближайшие великие империи — Австрия и Пруссия. Их можно и нужно стравить между собой, причем выгоднее объединиться против австрияков. Правда, те готовы регулярно платить нам за союз с ними, так что можно и наоборот.
Однако не будем спешить с войной (кроме, быть может, русско-турецкой). Нам надо срочно поправлять финансовое положение, иначе скоро застрянем, и очень крепко. Изучение торговых наук будет приоритетом номер один. А промышленные дисциплины можно исследовать сразу после подчинения турок; во всяком случае, поставить бесплатные больницы и лесопилки лучше именно тогда.
Пополнив казну и решив проблему турок, стоит дать толчок науке (как раз кстати мы добрались до границ Египта: можно выполнить квест с Розеттским камнем); затем пора определять следующую цель. Если мирные акции — в вашем стиле, начинайте окультуривать Швецию, если нет — приберите ее к рукам по-другому. Можно “приватизировать” и Ломбардию. Коль скоро Австрия и Пруссия завязались друг на друга, попробуйте быстренько съесть Италию, но это чревато тем самым растяжением границ и общей уязвимостью. Безопаснее решить германские проблемы, хотя в этом случае в Италии вы, скорее всего, застанете французов.
Наконец, если в Европе дела обстоят сурово, не лезьте в итальянскую мясорубку — лучше тихо и спокойно употребите в пищу Африку. Там вам могут мешать только англичане, и то весьма умеренно. Да и потом они у вас ее не отберут.
Польшу вообще не трогайте как можно дольше, хоть это и противоречит исторической правде. Она станет преизрядной головной болью для немцев или австрийцев — вот и чудненько. Поучаствовать в ее дележе вы всегда успеете.
На морях вам гегемония особо не нужна, куда надо — придете и посуху, а если встанет нужда воевать с англичанами, к этому моменту превосходство сил у вас должно стать подавляющим.
Таблица 1
Россия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаRecruitsПехота035250MusketeersПехота60м354240Light InfantryПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Ismailovski GuardПехота70м469253DragoonsКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700CossacksКавалерия046900Czar's GuardsКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Англия[/i][/b]
Франция, как нетрудно догадаться, — наша основная проблема. Справимся с нею — дальнейшее сравнительно легко. Но атака на нее в лоб успеха, скорее всего, не даст: на суше французы поначалу сильнее, а потом у них начинают плодиться элитные войска. Так что не будем спешить. К себе бы их не пустить — уже славно.
Замечание:[/b] поначалу многим кажется, что есть все возможности прижать французов прямо сейчас — на начало игры у англичан сил больше. Это иллюзия. Серьезного вреда мы французам не нанесем, а в развитии отстанем.[/i]
А значит, нужен флот, флот и еще раз флот. А также маяки везде, где можно, чтобы подальше видеть. В первую очередь нужна морская торговля — и надежное ее прикрытие.
Тем самым решить денежный вопрос удается достаточно легко: морские караваны приносят кучу золота. Однако у англичан быстро настают проблемы с сырьем, пищей, да и с людьми тоже. Воевать надо, никуда не денешься. А значит, стоит сразу же решить, каким морем будем править в первую очередь — Балтикой или Средиземноморьем.
В Средиземном море много доступной добычи: африканский берег вообще никого поначалу не интересует, а ведь можно еще закрепиться в Италии (Испанию лучше не трогать — она в этот исторический период служит естественным союзником против французов; можно потом присоединить ее дипломатически). У этого пути есть один недостаток: можно неожиданно влипнуть в войну против России, а этого нам совсем-совсем не нужно. И не только потому, что Россия для нас достаточно неприятный противник: она еще и в охотку продаст нам потребные ресурсы, коих у нее в избытке. Но этого конфликта вполне можно избежать.
Балтика означает тоже вторжение в русское пространство, но если не трогать поначалу Швецию — ничего страшного. Приобретя в личную собственность Данию (ей принадлежит на тот момент и Норвегия!), мы намертво затыкаем “окно в Европу” и русским, и пруссакам. Вот и славненько: теперь налаживаем отношения с русскими и едим Пруссию, а за ней Австрию.
Этот путь дает нам сразу много боевого опыта и мощные позиции в Европе, но если Россия договорится с Францией... тогда, боже, храни короля.
Есть в балтийском варианте и еще один вариант: вступив в войну с французами по факту союза с Ганновером, принять в Ганновере оборонительный бой (понадобится право прохода) и истощить французские силы. Это удается не всегда, требует некоторой провокативности, но порой приносит блестящие плоды.
Таблица 2
Англия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLine InfantryПехота60м354240Light InfantryПехота70м32044Grenadiar GuardsПехота65м407044Rifle MenПехота75м353053Black WatchПехота70м469253House Hold КавалерияКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700LancersКавалерия046900LifeguardsКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514Congreve RocketsАртиллерия120м08030HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Франция[/i][/b]
Прирожденный агрессор, Франция нуждается в быстрой экспансии всеми доступными средствами. Наука подождет, скорее в бой! В свете этого ей, как ни странно, невыгодно республиканское правление: монархия дает больше возможностей.
Тем не менее поначалу вас почти наверняка попытаются прижать. Не страшно, получим драгоценный боевой опыт. Спокойно уничтожим агрессора на своей территории, и только потом — контратака.
Рано или поздно придется строить флот и создавать проблемы англичанам. Но — не сразу: флот стоит слишком дорого в отношении в первую очередь сырья, а у нас с ним трудности. Да и быстрого дохода он французам не даст. Поэтому для начала лишим англичан союзников на континенте: Ганновера и Испании (Португалия пойдет бесплатным приложением). Но следим и за австрияками: если у них дела с Пруссией пойдут чересчур хорошо, надо поскорее лезть в Италию, пока туда не пришли австрийцы.
Обеспечив себе приличный доход за счет Испании, Италии и Нидерландов, начинаем масштабную кампанию против Австрии. Всех, кого можем, беззастенчиво присоединяем династическим браком. Если Пруссия еще жива — можно с ней договориться. Россия на этом этапе, скорее всего, войдет в австрийский блок, но крупно нам напакостить сможет не сразу — если держать в северной Италии войска для контратаки на Балканы (а если русские туда еще не пришли — тогда это плохие, негодные русские, и бояться их незачем).
В итоге имеем почти то же, что в реальной истории: гегемонию в Западной Европе и противостоящий нам русско-британский союз, у которого почти все моря и некоторое преимущество в науке, но менее опытные войска.
Казалось бы, логично додавить Россию — тут мы неплохо обойдемся без флота. Но это неправильный путь: здесь стоит свернуть с наполеоновской дорожки и постараться хоть немного ослабить Англию. Это можно сделать, высадившись в Африке (если англичане дадут нам десантироваться к себе — все совсем классно, но для этого нужно очень мощное экономическое преимущество). Укрепившись, строим флот и разбираемся с британским львом.
Таблица 3
Франция
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаFrench MilitiaПехота025250FusiliersПехота60м354240VoltigeursПехота70м32044GrenadiarsПехота65м407244TirailleursПехота75м353053Imperial GuardПехота70м469253Grenadiars a ChevalКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700LancersКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Австрия[/i][/b]
[/i]У Австрии владения в самом центре континента. Это обеспечивает отличную видимость, но также и уязвимость. Безопасных тылов нет. А еще нет ни единого выхода к морю, что небезвредно для экономики. Подработаем на поставках пищи и сырья англичанам.
От союза со Швейцарией надо избавляться. Он принесет нам кучу проблем, потому что Швейцарию гарантированно постараются получить французы. Зачем нам воевать за интересы часовщиков и банкиров?
С русскими почти наверняка придется дружить. Поначалу они слишком опасны. Пруссию нужно выключить из игры первой, сразу после захвата мелких германских государств. Она даже мяукнуть не успеет. Потом — Италия.
А вот тут-то часто появляется отличная возможность. Русские тем временем прибывают в Ломбардию, сделав из своих земель этакий полумесяц. Если венецианцы оказали им сопротивление, тут-то можно отлично разгромить своего бывшего дружка, после чего во главе Восточной Европы противопоставлять себя кому угодно.
Если же Россия не подставилась, тогда договоримся с ней о французской экспедиции, пропустив русские войска через Альпы.
Лучшее, на что можно надеяться — это что Россия вместо турок займется Польшей. Это — золотая возможность! Тогда — бегом через Турцию в Африку.
Самая большая проблема австрийцев в том, что их интересы противоречат всем остальным великим державам. Если Россия окрепнет — проглотит Австрию в два счета. Если нарушится паритет Англия-Франция — Австрии опять-таки грозят большие неприятности. Даже англичане, наиболее дружественная нация, и те могут укусить, а уж остальные только и ждут оторвать от Австрии клочок-другой. Иными словами, игрок за Австрию должен постоянно владеть дипломатической ситуацией, стравливая британцев с французами и ослабляя русских.
Таблица 4
Австрия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLandwehrПехота035250MusketeersПехота60м354540GrenzersПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Royal GuardПехота70м469253Austrian DragoonsКавалерия60м398557Hungarian HussarsКавалерия054700UhlansКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Пруссия[/i][/b]
В описываемое время в России было модно издеваться над пруссаками почем зря. Но смеяться легко, а попробуйте-ка выиграйте за Пруссию на высокой сложности!
Положение ее лучше всего характеризуется словом “отвратительное”. Территория — с гулькин нос и к тому же нищая. Зажата между Австрией и Россией. Единственный союзник — хилая Саксония. Даже поляки, и те скалят зубы на несчастных немцев. Как и австрийцы, вы вынуждены защищать все границы разом, но богатства Австрии у вас нет.
Что остается? В первую очередь — искать союза. С Россией, Англией, Францией — с кем получится. Идеальна была бы Франция, благо интересы более-менее общие, но тогда русские с австрийцами точно договорятся — и храбрые галлы просто не успеют нам помочь. А Австрия очень стремится поладить с Россией и поделить Пруссию...
Вся наука и все деньги первое время идут на войну. Мирные обновления можно себе позволить только после того, как займете достойное место среди прочих держав. А то... империя не империя, Турция не Турция, так, не пойми что.
Выберите момент, когда русские ввяжутся в турецкую войну, и быстренько съешьте Данию. Польша сытнее, но она кусается. Затем придет и ее очередь.
После этого нам, вероятнее всего, будет несложно поладить с Англией... но не исключено, что эффективнее будет как раз теперь дружить с французами против австрийцев или даже англичан. В последнем случае вам может достаться Ганновер, а то и Нидерланды.
Если же русско-австрийский горизонт удалось омрачить — тогда вопросов нет, присоединяемся к русским и бьем австрийцев. Можно и наоборот, но хуже.
Пруссия не имеет права даже задумываться о демократических ценностях. Почему? Да потому, что из-за постоянной войны на начальном этапе она быстро обзаводится элитными войсками, и растерять их из-за отсутствия возможности восполнить — непростительное расточительство. И — берегите ваших генералов. Ближе к середине игры именно они могут обеспечить вам решающий перевес. Как, однако, неисторично...
Таблица 5
Пруссия
Название отрядаТипДальностьБлижний бойЗащитаСтрельбаLandwehrПехота035250MusketeersПехота60м354240GrenzersПехота70м32044GrenadiersПехота65м407044JagersПехота75м353053Royal GuardПехота70м469253DragoonsКавалерия60м398557HussarsКавалерия054700UhlansКавалерия046900CuirassiersКавалерия0629506 Pound CannonsАртиллерия100м09514HowitzersАртиллерия120м0902912 Pound CannonАртиллерия143м010019Horse ArtilleryАртиллерия143м010027Horse HowitzersАртиллерия120м010029
Внимание! Только зарегистрированным пользователям доступна ссылка на скачивание.