Рекомендуем:
Каждый разработчик авиасимулятора сталкивается с дилеммой: сделать игру максимально похожей на настоящий мир или доступной для неискушенного игрока. Есть два общепринятых пути решения этой проблемы: предлагать сотни настроек реалистичности или искать золотую середину для каждого параметра. Создатели "Wings of War" пошли по третьему пути - они разделили параметры игры на максимально жизненные и подчеркнуто аркадные.
В игре соединилось несоединимое: подробное описание самолетов начала века и ультрасовременный радар, перегрев пулеметов и огромное количество ракет, отлетающие элементы фюзеляжа и возможность восстанавливать защиту на лету. Здоровье отображается в виде стандартной для боевиков красной полоски в углу экрана, зато вам могут отстрелить часть крыльев или колеса. Если миссия требует сесть где-то и после снова взлететь - потеря колес может оказаться фатальной.
Фирменный знак "Крыльев войны" - прыжки с самолета на самолет. Опаснейший трюк пилот выполняет просто для того, чтобы сменить самолет прямо в полете. К счастью, этот процесс показан в виде ролика, и промахнуться вам не грозит. Разработчики честно признаются: ждать от игры чрезмерного реализма не стоит, она предназначена для получения удовольствия. "Wings of War" создан не для въедливых поклонников симуляции реального мира, а для романтиков чистого неба и фанерных крыльев.
Так и вспоминается симулятор вертолета LHX тех времен, когда дискеты были большими, а программы - маленькими. В игрока иногда стреляли из ракетной установки, размер которой позволял предположить межконтинентальное ее предназначение. Радар отслеживал ракету, и, если вертолет не успевал уклониться, он мог поплатиться небольшим отверстием в переднем стекле. Интересно, что в этом же стекле отверстие появлялось, даже если в вертолет попадали сзади.
Так вот, вернемся к делам сегодняшним. Графический движок не открывает новые горизонты, зато позволяет полностью насладиться полетом. Игроку предстоит летать ночью и в полдень, на закате и восходе. Яркое солнце в течение нескольких секунд будет сменяться густым снегом или ливнем с молнией. Вид земли с большой высоты не столько красив, сколько реалистичен, причем, подлетев поближе, мы сможем не только детально рассмотреть, но и уничтожить решительно все объекты.
Подчеркнутая фантастичность игрового мира не означает простоты. Сбить вражеского аса одной очередью не удастся, порой придется изо всех сил убегать от превосходящих сил противника, выманивать часть соперников из основной битвы и из последних сил искать спасение. Они совсем не глупы: они ловко уходят от преследования и действуют на диво слаженно. Часто паническое бегство врага оказывается хитрой ловушкой. За всю игру нет ни единого спокойного момента, когда воздушное пространство свободно от неприятеля.
Взгляд в небо
"Wings of War" предлагает нам кампанию из 12 исторических миссий (заданий), несколько видов обычных сражений "instant action" и возможность сетевой игры. В кампании можно играть только за англичан, в других вариантах игры - за обе воюющие стороны.
Каждая миссия состоит из десятка обязательных и нескольких дополнительных эпизодов. Создатели игры вложили всю свою фантазию в придумывание различных заданий для несчастного игрока. С пилотом случается все то, что в принципе может с ним случиться в небе начала XX века, и даже немного больше. Дуэли с асами, перехват разведчиков, уничтожение танков, охрана бомбардировщиков, погони за поездами, фотографирование местности, доставка сообщений, охота на дирижабли - это обычное дело для нашего героя. Он не ограничивается небом: с удовольствием катается также на поезде, броневике, грузовике, катере и на чем-то вообще неопознанном. Есть возможность полетать и на трофейных немецких самолетах.
Когда только начинаешь играть, кажется, что кампания состоит из хаотической последовательности ничем не связанных заданий. Только по прошествии нескольких миссий возникает ощущение логичности происходящего, какого-то общего сценария. Беспокойные метания по карте, в конце концов, ведут к одной цели.
Дополнительные эпизоды можно разделить на полезные и интересные. За полезные можно получить такие нужные вещи, как ракеты или броню. Впрочем, их же можно получить, просто подобрав спрятанный многогранник или уничтожив какую-нибудь фабрику. Цель интересных эпизодов - хоть какое-то разнообразие в буднях пилота ("лети туда - не знаю куда, сбей то - не знаю что").
Это важно: призовые объекты часто заботливо отмечены цветными флажками: красный - восстановление здоровья, синий - защита самолета, зеленый - усовершенствование двигателя, фиолетовый - запас ракет, желтый - бомбы, оранжевый - дополнительный пулемет, белый - временная неуязвимость.
В некоторых эпизодах включается таймер, требующий немедленного исполнения задания. Если вы знаете об этом, имеет смысл заранее расчистить воздушное пространство - до того, как "включат счетчик". Ограничение по времени не всегда отображается таймером: часто требуется избавиться от поезда до того, как он доедет до отмеченного на карте пункта назначения.
Возможность сохраниться в любой момент времени в "Wings of War", к сожалению, не предусмотрена. Игра записывается на диск после конца миссии или после того, как вы завершите один из ключевых эпизодов. Когда увидите надпись "игра успешно сохранена", можете спокойно выходить.
Это важно: игра сохраняется при уничтожении ключевых целей, отмеченных на радаре дискетой. Если вас угораздит погибнуть после этого - радуйтесь. Вы воскреснете в том месте, где последний раз сохранялись, да еще и с полным запасом здоровья. Но не дай бог вам сохраниться в неудачный момент - прохождение следующего эпизода (особенно охрана какого-нибудь бомбардировщика) может оказаться абсолютно невыполнимым.
Кроме моментов сохранения, в игре существуют точки возврата, с которых миссию можно начать заново. Они действуют, пока вы в игре, но при выходе - забываются. Это бывает даже полезно - иногда имеет смысл вернуться не к предыдущему эпизоду, а чуть раньше, чтобы повторить уже пройденный фрагмент.
За штурвалом
Управление самолетом доступно и новичку (хотя простота с лихвой компенсируется количеством противников). Впрочем, если бы мы хотели сложного управления, мы бы летали на чем-нибудь посовременнее, с сотней переключателей и полусотней индикаторов. На экране - только необходимая информация, да и ту можно отключить для большей правдоподобности.
Взлет и посадка не требуют специальных навыков. Все элементы управления в лучших традициях учебников для первого класса описываются в ходе начального инструктажа. Клавиши "вниз" и "газ" - все, что нужно для взлета.
Это интересно: говорят, что некоторые модели французских торпед должны были храниться вверх ногами. Для того, чтобы не запутаться, они маркировались соответственно: вверху было написано "низ", а внизу - "верх". Очень напоминает местное управление самолетом.
Пилотирование реализовано по принципу "чем удобнее, тем лучше". Возможности вашей боевой машины значительно превосходят характеристики настоящих самолетов начала века, однако все же далеко не безграничны. Выполнение самых сложных виражей не требует специальных навыков. Самолет сам стремится выровняться, так что пилот никогда не перепутает небо и землю. Есть даже ряд клавиш для автоматического выполнения фигур высшего пилотажа. Нажал кнопочку - получи "мертвую петлю". Впрочем, несмотря на такие комфортные условия, звучат жалобы на то, что отсутствует возможность полета назад: ведь это было бы очень удобно!
Степень повреждения самолета отображается обычным "здоровьем". Кроме того, самолет может быть окружен защитой (синяя линия). Чтобы добраться до вас, врагу сначала придется через нее пробиться.
Оружие бывает всего трех видов:
• Пулемет с бесконечным запасом патронов - основное средство защиты и нападения. Пулеметы бывают стационарные (управляются вместе с самолетом, только клавиатурой) и свободные (управляются мышью, пока самолет летит по траектории).
• Бомбы - это, как ни странно, взрывающиеся конструкции для сбрасывания на крыши наземных объектов.
• Ракеты - самое мощное оружие против всех типов целей. Не хочу знать, откуда в 1916 году взялись ракеты, отмечу только, что попадание во вражеское крыло часто более эффективно, чем в фюзеляж.
Это интересно: в начале войны самолеты вообще не имели вооружения. В частности, рекомендовалось, заметив самолет противника, полететь к нему навстречу и, пролетая над ним, сбросить на него гирю. Предлагалось также "искусным маневром вблизи летящего самолета образовать воздушные вихри, грозящие ему катастрофой". Кроме того, активно использовались тараны. Бомбы летчик сбрасывал вручную из кабины, а из огнестрельного оружия присутствовали только пистолеты и карабины. Пулемет на истребителе впервые появился только в 1915 году.
Вид из бомболюка позволяет сбрасывать бомбы и...фотографировать. У этого вида есть специальный прицел, показывающий, судя по всему, место, куда бомбы не попадут ни в коем случае. Лично мне было значительно удобнее сбрасывать их, сидя в основной кабине.
На крупных самолетах установлено сразу несколько огневых точек. Главному герою приходится бегать между ними, чтобы занять наиболее выгодное положение. Эффект сомнительный.
Для уничтожения врагов есть несколько основных приемов. Классический метод воздушной атаки - выход в хвост и методичный обстрел из пулемета. Для этого бывает полезно включить параметр Autothrottle (автоматическое управление скоростью). Получасовое преследование особо вертлявого противника может с успехом заменить медитацию.
Если же вражеский ас зашел вам в хвост, поможет разворот Иммельмана (клавиша End). Несколько секунд - и вот вы уже лицом к лицу. Одна ракета - и с противником (или с вами) покончено. Кстати, настоящий разворот Иммельмана выглядит совершенно иначе: на самом деле самолет должен подняться вертикально, повернуться в этом положении вокруг своей оси на 180 градусов и вернуться в горизонтальный полет. В случае же, когда соперник просто дышит вам в спину (то есть хвост), поможет мертвая петля (клавиша "Page Up"). Одно нажатие - и вы меняетесь местами. Причем сразу после выполнения фигуры становится понятно, почему мертвая петля получила свое название.
Кроме того, при форсированном двигателе удобно стрелять во врага издалека, целясь в бинокль (клавиша "O"). Попасть при этом довольно трудно, зато и вы в безопасности. Применять такую тактику стоит, если не хотите приближаться к десятку вражеских самолетов, хищно кружащих над заданным районом. Необходимое условие для применения - крепкие нервы: мы то подлетаем - то улетаем, то подлетаем - то улетаем.
Нет смысла подробно описывать все перипетии кампании, поскольку центр просто заваливает пилота ценными указаниями. Иногда так и ждешь: "Здесь поверни налево, а там посмотри направо". Что нужно сделать, понятно в подробностях - вот только как? Цель эпизода выделена миганием как точки на радаре, так и рамки вокруг противника на экране (видимо, где-то под штурвалом притаился бортовой компьютер). Все просто: мигающих врагов необходимо уничтожить, друзей - защитить. В описаниях миссий я остановлюсь на некоторых неочевидных деталях, позволяющих упростить решение сложных задач.
Это важно: ваши враги делятся на основных для текущего эпизода (мигающих) и остальных. Как правило, основных врагов сбить значительно легче. Уничтожать все цели не всегда обязательно: иногда достаточно долететь до определенной точки на карте. С другой стороны, иногда только по миганию можно догадаться о следующем задании.
Главное в сложных эпизодах - не сдаваться. Эти миссии придумал человек, а другой человек их прошел.
Мемуары аса
В 1915 году молодой английский пилот Бенджамин проходит обучение в летной школе и отправляется на север Франции, чтобы принять участие в важнейших сражениях Первой мировой. Там он проведет остаток войны, уничтожая вражеские истребители, перехватывая автоколонны и поезда, спасая коллег-пилотов и вызывая на дуэль немецких асов.
Новобранец (Newcomer)
Район города Верден (Verdun), зима 1916 года. После обучения в летнем лагере вас без промедления отправляют на линию фронта и после запутанного инструктажа сажают на худший из имеющихся самолетов - "Scout". Судя по всему, от вас требуют переломить ход войны, уничтожив все хоть немного важные военные объекты противника.
Историческая справка: к 1916 году Германия оказалась в угрожающем положении. Промышленность Антанты была мощнее и обладала большим доступом к ресурсам, поэтому промедление вело к полному поражению. Главные силы ударили в ключевую точку самого опасного фронта - французского, в районе города Верден. Операция началась 21 февраля 1916 года. За первые несколько дней Германия добилась серьезных успехов, но затем французские резервы смогли остановить наступление. Всего к операции немцами было привлечено 168 самолетов, а также 14 аэростатов.
После взлета игрока ждет пара несложных схваток с вражескими разведчиками. Затем потребуется ввязаться в серьезный бой над железнодорожной станцией противника. Хорошая реакция и летные навыки могут принести победу в лобовой атаке, однако есть несколько обходных маневров, способных облегчить пилоту жизнь.
Непосредственно перед боем дается возможность выполнить призовой эпизод - сбить одинокий разведчик, за это вам улучшат двигатель (вот она - пресловутая аркадность!). Справа от горы находится аэродром, где ждут своей очереди два самолета из резерва противника. Не позволим им подняться в воздух, уничтожив подобранными под соседним мостом бомбами! Остаток бомб приберегите для стоящего на станции поезда. Взорвать его довольно трудно, но игра стоит свеч - вас наградят дополнительным пулеметом. Кроме того, под ближайшим мостом спрятан запас брони (красивый пролет под мостом спасет не только мир, но и отдельно взятый самолет), а здоровье крылатого коня можно восстановить, уничтожив здание вокзала или пролетающие мимо аэростаты.
После охраны дружественного разведчика вам предстоит карусель из целей и заданий по уничтожению самолетов, пушек, автомобилей и "мест, обозначенных на карте крестом". Выделяется на этом фоне задача по бомбардировке мостов. Над мостом лучше пролетать вдоль, а не поперек - уничтожение опор далеко не всегда гарантирует его обрушение. Также полезно уделить некоторое бомбовое внимание баржам, проявляющим нездоровую зенитную активность.
Это интересно: как правило, зенитный огонь в начале Первой Мировой войны представлял собой неупорядоченную стрельбу из винтовок. Со временем были созданы специальные стрелковые секции для солдат, имевших опыт стрельбы по уткам и голубям. И только после этого против авиации начали использовать пулеметы.
После уничтожения еще ряда объектов сфотографируйте взорванный мост и станцию, где проходил наш первый большой бой. Кстати о больших боях - скоро предстоит еще один. Чтобы подготовиться к нему наилучшим образом, разбомбите отмеченную флагами фабрику - за это дают призовой пулемет и улучшают двигатель. Если вам и этого мало, за палатку на вершине горы можно получить еще один пулемет, уже четвертый (!) по счету. Наконец, временная неуязвимость спрятана в амбаре и выглядит, как белый многогранник (условия приобретения - самовывоз).
Заканчивается миссия взятием в плен пилота подбитого самолета. Для этого достаточно подлететь к нему поближе и напугать.
Позиционная война (Trench warfare)
Верден, весна 1916 года. Судя по всему, мы совершаем боевой вылет раз в квартал, зато выполняем план на полгода за всю эскадрилью. Мы находимся на той же карте, что и в предыдущей миссии, поэтому почти все недвижимые призы (дома, вокзалы, фабрики) остались на своих местах и ждут вас. А вот задания - совершенно новые и далеко не простые.
Историческая справка: с марта 1916 года война в районе Вердена велась на истощение сил противника. Немецкие генералы сравнивали ее ход с методичной осадой крепости. За три месяца войска продвинулись на расстояние около десяти километров.
Для начала найдите огромные пушки "Большая Берта". Чтобы командование поверило, что вы их и правда нашли, пролетите над ними на бреющем полете. Первая, если смотреть по карте, находится чуть выше пересечения третьей справа вертикали и четвертой снизу горизонтали. Остальные две - на одной линии юго-западнее первой.
Это интересно: немецкие пушки "Большая Берта" имели калибр 420 мм, длину 6,7 метра, стреляли на расстояние 15 км и обслуживались командой из 285 человек.
Следующие эпизоды сливаются в один сплошной круговорот. На этом фоне выделяется дополнительное задание, где вы должны пересесть с самолета на броневик и отстреливаться от преследователей, пока не будет доставлено сообщение. Результат - дополнительный пулемет. Также следует сказать о фабрике с оранжевым флагом. Это еще один пулемет. Рядом висит аэростат, добавляющий ракеты. Кроме того, некоторые транспортные средства позволяют поправить здоровье. Интересно, есть ли в какой-нибудь другой игре такие аптечки - мало того, что норовят убежать, так еще и отстреливаются...
Эпизод, в котором вам придется трижды защищать бомбардировщики и трижды же выполнять за них работу по уничтожению целей, свидетельствует о весьма своеобразном чувстве юмора разработчиков. Не торопитесь добивать цели: пока таймер не включен, можно уменьшить количество врагов в небе. Впрочем, как только вы сбиваете последний немецкий истребитель, сразу же прилетает еще парочка. Советую оставлять в небе ровно один - так безопаснее всего. Аналогичные эпизоды продолжаются до возвращения на базу.
Лето без отпуска (Unrestful rest)
Департамент Сомма (Somme), лето 1916 года. Новая карта и новый самолет ("Spade"). Местность в этой области весьма пустынна, и интересных объектов мало. Город на северо-западе карты - почти единственный источник разных вкусностей вроде здоровья, дополнительных ракет и пулеметов. Предлагаемые призовые задания не дают реального результата - за них, в основном, либо дают развитие двигателя, либо просто начисляют дополнительные очки. С другой стороны, довольно весело пересесть на немецкий "Eindecker", убедиться, что немцам еще неудобнее, и вернуться на свой самолет.
Историческая справка: битва на реке Сомма продолжалась с июля по ноябрь 1916 года. Чтобы отвести удар от Вердена, обороняемого французскими войсками, англичане ввязались в тяжелое противостояние с немцами на две сотни километров западнее. 1 июля 1916 года английская пехота пошла в атаку, оттеснив германские войска к линии Гиндербурга - системе железобетонных дотов. Потери союзников составили около 600 тысяч человек, а продвинулись войска всего на пару километров.
Эпизоды весьма разнообразны (достаточно для того, чтобы голова закружилась), задачи в них ставятся предельно четко. Хорошо налажено снабжение вашего самолета боеприпасами, причем прямо в воздухе.
Танки, которые в середине миссии предлагается найти и разбомбить, ждут в небольшой то ли деревне, то ли военной базе у реки. Когда будете искать их, взорвите железнодорожный мост - это облегчит жизнь в будущем. Заканчивается миссия уничтожением бронепоезда. Поезд действительно бронирован - используйте все оставшиеся бомбы и ракеты!
В преддверии бури (Waiting for the storm)
Верден, лето 1916 года. Возвращаемся на первую карту, чтобы сравнять с землей очередную немецкую армию. Эта миссия посвящена тотальному истреблению противника в кратчайшие сроки. Ну что ж, это мы любим и умеем.
Историческая справка: германские войска были вынуждены перегруппироваться для боев при Сомме, и активные действия летом были прекращены. В конце августа французские войска перешли в контрнаступление. Немцы сконцентрировали усилия на защите завоеванных укреплений.
Миссия начинается с уничтожения самолетов на время: если вы не сбили ни одного при первой лобовой атаке, скорее всего, придется переиграть эпизод. Оружие выдано с намеком: на два летающих врага - две ракеты. Следующий шаг - фотографирование местности. Cбив пару ближайших самолетов, можно не только избавиться от ненужных проблем, но и получить здоровье с защитой. Полезное с приятным в одном выстреле.
Следующие этапы заключаются в истреблении огромного количества самолетов, поездов и пушек. Если сразу после работы над поездом не полениться догнать автоколонну, можно получить еще один пулемет. Кроме того, возле железной дороги раскидано много всяческих призов. А для скоростного избавления от пушек придется потратить ракеты: времени в обрез.
После охраны бомбардировщика не упустите возможность полетать на немецком "Fisch": дополнительный пулемет не помешает. Пересесть на него предлагают на одном из вражеских аэродромов. Кстати, вокруг много призов, поищите. Принцип: где много врагов - там много и полезных вещей. Дальнейшие эпизоды не очень сложны: опознание чего-то непонятного, доставка сообщения и т.п. Когда вас попросят сбить несколько вражеских разведчиков - не экономьте ракеты, больше в этой миссии они нигде не пригодятся.
Последний эпизод миссии - охрана десятка палаток, объединенных гордым названием "крепость". Упав с высоты метров пять-десять прямо в вышку, наш герой приобретает способность с помощью единственного пулемета отбиться от десятка самолетов и дюжины наступающих броневиков.
Битва за крепости (Fight for fortresses)
Верден, осень 1916 года. Пришло время последней миссии на карте, уже ставшей родной. Нам предоставили красивый, юркий, но не слишком мощный самолет - "Silverfish". Такие качества оказываются очень кстати, так как миссия посвящена борьбе за господство в воздухе.
Историческая справка: Верденская операция длилась всю осень. Французские войска медленно отвоевывали свои укрепления, брошенные весной. К декабрю войска вернулись на февральские позиции. Всего под Верденом погибло около миллиона человек.
Первое задание - сбить бомбардировщики до того, как они подлетят к крепости. Хитрость заключается в том, что после смерти первой группы врагов вам добавят ракет. Достаточно не гнаться за двумя зайцами, чтобы без труда закончить работу.
Следующий эпизод - разнести в пыль несколько пушек. В этот момент вы можете выполнить ряд несложных дополнительных эпизодов. Охота на бомбардировщики увеличит ваши очки, автоколонна и поезд добавят по пулемету, а второй поезд - здоровье. Задание помогут выполнить бомбы, полученные за близлежащую фабрику. Местные амбары также заслуживают внимания.
Далее вас ждет несколько эпизодов по уничтожению различных объектов и доставке сообщений. Обратите внимание: в местности, куда вы отвозите почту, много дополнительных целей. Не соглашайтесь на упражнение по прицельному бомбометанию: это слишком негативно скажется на вашем боезапасе! Кстати, вместо того, чтобы сразу лететь выполнять задания, можно ввязаться в дуэль с немецким асом (он в пестром самолете). Правда, сбить его все равно не удастся.
Это интересно: по мнению разработчиков, самолеты асов оснащались броней куда лучше танков! После прямого попадания трех ракет враг, не получив сколько-нибудь серьезных повреждений, пообещал отомстить и улетел со скоростью "Тысячелетнего сокола".
После защиты бомбардировщиков героя ждет воздушный бой. Основная сложность в нем - не попасть в своих же коллег. Затем вы сможете похитить уже знакомый "Fisch", пополнив при этом боекомплект. А вскоре после этого вам представится возможность пересесть на тяжелый двухместный истребитель "Gunbus". Бомбардировка деревни, которую разработчики почему-то назвали "крепость на колесах" ("train fortress"), завершит миссию. Берегитесь зенитного огня!
Жаркая зима (Hot winter)
Департамент Сомма, зима 1917 года. Снова пришло время активных боевых действий, но в этот раз перевес на нашей стороне. Снег бьет в лицо, ваш "Spade" плохо слушается штурвала, но выбора нет - вперед!
Историческая справка: к 1917 году Германия исчерпала промышленные и людские ресурсы. Антанта предвкушала победоносное наступление на всех фронтах, но немецкие войска провели неожиданное отступление. Союзникам пришлось ограничиться локальными ударами по уходящим войскам.
"Где-то я уже это видел", - подумал я, познакомившись с первым заданием: избавиться от бомбардировщиков. Последовавший бой оказался сложным, но мы еще летом узнали, где на этой карте много призов. Дальше нас ждет два варианта развития событий. В первом вам предлагают, сидя на аэростате, отражать вражеские атаки. Если решите пойти по этому пути, не забывайте переключаться между боевыми постами. Второй путь легче: нужно разбомбить резерв, спешащий к врагу. Автоколонны просто набиты всевозможными премиями, а за выполнение задания дают пулемет.
Следующая задача - не дать вражеской артиллерии переломить ход боя. Сразу после сброса бомб вас ненавязчиво (выключением двигателя) пригласят сесть у железнодорожной станции. Для размышлений о том, кто еще управляет нашим самолетом, нет времени: впереди безумная поездка на поезде (у состава четыре пулеметных поста, причем передний носит номер три). Путешествие продолжается на грузовичке, причем герой в одиночку должен уничтожить десятка три броневиков и дирижабль. Эпизод традиционно завершается воздушным боем.
После боя есть и призовой эпизод: угнать новый немецкий истребитель "Whiff". За это дают еще один пулемет, но он нам уже не нужен. Для того, чтобы завершить миссию, нам нужно всего лишь разбомбить пару фабрик, десятка четыре автомобилей, группу танков и поезд (новогодний, если судить по количеству разноцветных флажков).
Дуэль над дамбой (Duel over the dam)
Аррас (Arras), зима 1917 года. Немцы забрались высоко в горы, и прогнать их обратно в поля смогут лишь ваши пулеметы (на севере Франции есть горы?!).
Историческая справка: в марте войска Германии отошли к линии Зигфрида - заранее подготовленным оборонительным укреплениям. Весной англичане и французы сделали попытку перейти в наступление по всему фронту, но не добились желаемых результатов.
Миссия начинается мирно: с доставки офицера разведки на соседний аэродром. Ваш нынешний самолет явно не предназначен для воздушных боев, так что остается лишь держаться поближе к земле. Зато в следующих эпизодах новый "Dolphin" позволит отвести душу на автоколоннах, дирижаблях и всевозможных самолетах.
После уничтожения конвоев создатели игры предлагают весьма любопытное задание. Ничего необычного в цели нет, зато зрелище пятитонного бомбардировщика "Felix", выполняющего мертвую петлю, запоминается надолго. Перед следующим эпизодом - фотографированием - стоит очистить небо от противника.
Дальнейшие эпизоды подчинены одному принципу: бомбить, бомбить и еще раз бомбить. Если станет слишком жарко, можно передохнуть и восстановить здоровье в промышленной зоне на северо-востоке карты. Там вас ждут и дополнительные бомбы, и ракеты, и защита. Не пропустите два больших ангара!
Есть в миссии место и наземным действиям. Сначала придется защитить дамбу (это несложно - она на удивление крепкая), а затем проехаться на грузовичке. Хитрость в том, чтобы обращать внимание только на догоняющие вас бомбардировщики. Тяжелые самолеты противника освоили только один вид атаки: сзади. С гордостью за себя возвращаемся в небо.
Эта миссия называется "дуэль"?! Наш герой один против трех десантных дирижаблей и двух десятков самолетов - что-то новое в дуэльной практике. Для уничтожения вражеских транспортов придется применить все виды оружия. Начинать стоит с южного, поскольку он восстанавливает здоровье.
Летнее наступление (Summer offensive)
Аррас, лето 1917 года. Летняя миссия в горах явно создана для того, чтобы игрок отдохнул после переживаний прошедших сражений. Не требуется больше нестись куда-то с энергией влюбленного носорога и бросаться на десяток врагов. Зато будет возможность поплавать на катере, прокатиться на грузовике, полетать на аэростате. На первое место выходит мастерство игрока как снайпера и аса воздушных боев, а не исполнителя заданий командования.
Историческая справка: летом 1917 года войска Англии и Франции провели несколько наступательных операций, носивших тактический характер. В целом армии оставались на своих позициях, лишь захватывая наиболее важные участки местности.
В середине миссии немцы перейдут в массированное наступление, поэтому стоит поберечь спрятанные в долине призы до этого момента. Эпизод по защите своего командования - хороший повод для тренировки прицельного выкидывания бомб.
Конец миссии идеален для снятия напряжения. Мы наконец-то сможем взорвать ту самую дамбу, которую защищали на протяжении полудюжины эпизодов еще с зимы! Вид прорвавшейся воды прекрасно успокаивает нервы. В этом месте замечен баг: дамба неуязвима, пока вы не собьете мигающий самолет.
Кульминация для асов (Aces high)
Ипр (Ypres), лето 1917 года. Предлагаемая нам карта словно сошла с картин художников-фантастов: на ней разветвленная сеть ущелий, прилепившиеся к уступам скал хижины, живописные пещеры. Эта местность предназначена для демонстрации класса пилотов, а не для боевых действий. Не случайно большинство дополнительных заданий - пролететь между скал за ограниченное время. Чего стоят только гонки с немецким асом без единого выстрела!
Это интересно: основной принцип этой карты - красота. Если нужно поправить здоровье или найти боеприпасы - ищите место, где можно выполнить эффектный трюк.
Нет смысла описывать сценарий миссии: он отошел глубоко на второй план. И дуэль с асом, и атака дирижаблей, и конец миссии на немецком "Hawk" требуют не хитрости, а скорости и мастерства. Стоит научиться действовать вместе с коллегами-англичанами - они на удивление полезны.
Исчезновение угрозы (End of the threat)
Ипр, зима 1918 года. Пришло время применить опыт, полученный в прошлой миссии. Восемь полноценных боевых эпизодов потребуют полной отдачи от пилота. Уже в первом приходится стартовать с обстреливаемого аэродрома. Далее представлена вся ширина фантазии разработчиков - от бомбардировок конвоев до охоты на дирижабли. При войне придется активно использовать местность: не все противники могут увернуться от скалы. Окрашенный в гранатовые тона закат, тучи врагов и шум взрывов создают образ ада на земле - таков конец миссии.
Историческая справка: революция в России позволила Германии сконцентрироваться на западном фронте. В марте немецкие войска начали наступление на оборону Антанты. Это наступление продлилось всю весну, но разбить англо-французскую коалицию так и не удалось.
Стоит послушать обсуждение заданий до конца. Последний эпизод проходит в жестких временных рамках, и часть задания желательно выполнить заранее. В долине на севере карты спрятан ряд укреплений, которые должны быть смешаны с землей. Время для этого лучше выбрать самому.
Разоблачение страха (Unveiling of terror)
Жоржетта (Georgette), зима 1918 года. На карте развернулись масштабные военные действия, и нам отведена главная роль: десятки важных целей ждут - не дождутся наших пуль и ракет. При желании можно обнаружить множество различных призов. Они более-менее равномерно распределены по всей карте, так что найти место для отступления обычно легко.
В начале миссии свободу не предоставляют - времени хватает лишь на то, чтобы долететь от одной мишени до другой. Разнообразия можно достигнуть, доставив начальству сообщение в дополнительном эпизоде. Награда за почтовые услуги - пулемет.
Следующий шаг - защита фабрики. Для этого не нужно делать ничего особенного: просто уничтожьте заданное количество врагов. А после этого придется проехаться на грузовичке. Атакующие самолеты отмечены как обязательные цели, но, на самом деле, достаточно расправиться с наземными целями.
Дополнительное задание по уничтожению поезда не приносит ничего полезного, зато вооруженная поездка на автомобиле по чужому аэродрому дает ощутимое преимущество в будущем. В последующих эпизодах важно относиться к ракетам не слишком расточительно: воздушные бои будут длиться долго. Заканчивается миссия уничтожением двух огромных пушек "Дора". Или "Дура"? В общем, это такие большие бандуры.
Последний патруль (Last patrol)
Жоржетта, лето 1918 года. Конец войны. Последняя и самая сложная миссия.
Историческая справка: в ходе весенних наступлений Германия окончательно лишилась былой мощи. Разгромить армию Антанты не удалось, а летом им на помощь прибыло американское пополнение. Отчаянный июльский удар не принес ожидаемых результатов. В конце лета войска союзников перешли в наступление по всему фронту. После двухмесячного отступления 11 ноября 1918 года немцы признали свое поражение.
Первый эпизод - сопровождение легкого бомбардировщика. Слово "легкий" в данном контексте означает, что он разваливается даже от дуновения ветра. Впрочем, нападающих тоже не слишком много. Далее - привычно доделываем работу за коллег и начинаем воздушный бой.
При уничтожении поезда с газом не подлетайте слишком близко: ядовитые облака убьют пилота. Затем вам предстоит стать стрелком на самолете с сумасшедшим пилотом - вряд ли можно объяснить эти маневры чем-то, кроме тяжелого душевного расстройства. В этом головокружительном аттракционе нужно всего лишь выжить несколько минут. Это нелегко. После уничтожения дирижаблей и бомбардировок начинаются схватки в воздухе.
Последний эпизод - дуэль с немецким асом Максом. С самого начала игры он регулярно появлялся, чтобы подстроить нам мелкую пакость в самый ответственный момент. Перед сражением нас ждет неприятный сюрприз - пропадают все ракеты. Судя по всему, последнее убийство нужно совершить с помощью пулемета. С другой стороны, можно заранее разведать места для пополнения ракетного запаса и подойти к встрече во всеоружии. Трижды Макс будет перепрыгивать с подбитого самолета на запасной, но ему все равно не уйти.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО Первая мировая война
Первая мировая война началась летом 1914 года. Поводом к ее началу стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Противоборствующими сторонами были Центральные державы (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанта (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, США и другие государства). Основные боевые действия проходили на территории Франции и Бельгии, в Восточной Европе, на итальянском фронте, на Балканах и Кавказе.
В 1914 году центральные державы провели успешное наступление на французском фронте, но в 1915 году были вынуждены перебросить силы для борьбы с Россией на востоке. В 1916 году войска Антанты перехватили инициативу. 1916 и 1917 годы прошли с переменным успехом, а в 1918 году англо-французская армия при поддержке американцев добилась победы. Осенью этого года последовательно капитулировали Болгария, Турция, Австро-Венгрия и Германия.
За время войны погибло десять миллионов человек.
Пилоты Первой мировой
Благодаря французскому офицеру де Розу многие летчики вошли в историю как асы. Он создал специальную систему регистрации и подсчета побед каждого пилота. Титул аса и известность авиатор получал после пяти воздушных побед. Обычно требовался свидетель гибели врага, но многим знаменитым асам верили на слово. За воздушную победу засчитывалось и уничтожение аэростатов, которые были хорошо защищены.
Самым знаменитым асом стал немец Манфред де Рихтгофен, известный как "Красный барон". На его счету было 80 воздушных побед. Его гибель в апреле 1918 года стала национальной трагедией для Германии, сильно понизив боевой дух солдат.
Истребители были элитой авиации. Известные асы устраивали между собой рыцарские дуэли один на один. Впрочем, нередко вызов на дуэль был ловушкой, и аса ждали сразу несколько неприятельских истребителей. Иногда рыцарские отношения доходили до того, что пилоты прилетали на похороны почтить память вражеского летчика.
За войну погибло несколько тысяч летчиков. Подсчитано, что среднее время их жизни после летной школы было три недели. Долгое время ни англичане, ни немцы не выдавали летчикам даже парашюты, чтобы они не покидали кабины до самого конца.
О невидимках
Первый в мире самолет-невидимку построили немцы в 1917 году. Прозрачный материал "целлон" использовали как обшивку. Целлоном покрыли несколько небольших самолетов-разведчиков и даже один тяжелый бомбардировщик. Самолет действительно становился менее заметным, но сделать прозрачными летчиков так и не удалось.
В игре соединилось несоединимое: подробное описание самолетов начала века и ультрасовременный радар, перегрев пулеметов и огромное количество ракет, отлетающие элементы фюзеляжа и возможность восстанавливать защиту на лету. Здоровье отображается в виде стандартной для боевиков красной полоски в углу экрана, зато вам могут отстрелить часть крыльев или колеса. Если миссия требует сесть где-то и после снова взлететь - потеря колес может оказаться фатальной.
Фирменный знак "Крыльев войны" - прыжки с самолета на самолет. Опаснейший трюк пилот выполняет просто для того, чтобы сменить самолет прямо в полете. К счастью, этот процесс показан в виде ролика, и промахнуться вам не грозит. Разработчики честно признаются: ждать от игры чрезмерного реализма не стоит, она предназначена для получения удовольствия. "Wings of War" создан не для въедливых поклонников симуляции реального мира, а для романтиков чистого неба и фанерных крыльев.
Так и вспоминается симулятор вертолета LHX тех времен, когда дискеты были большими, а программы - маленькими. В игрока иногда стреляли из ракетной установки, размер которой позволял предположить межконтинентальное ее предназначение. Радар отслеживал ракету, и, если вертолет не успевал уклониться, он мог поплатиться небольшим отверстием в переднем стекле. Интересно, что в этом же стекле отверстие появлялось, даже если в вертолет попадали сзади.
Так вот, вернемся к делам сегодняшним. Графический движок не открывает новые горизонты, зато позволяет полностью насладиться полетом. Игроку предстоит летать ночью и в полдень, на закате и восходе. Яркое солнце в течение нескольких секунд будет сменяться густым снегом или ливнем с молнией. Вид земли с большой высоты не столько красив, сколько реалистичен, причем, подлетев поближе, мы сможем не только детально рассмотреть, но и уничтожить решительно все объекты.
Подчеркнутая фантастичность игрового мира не означает простоты. Сбить вражеского аса одной очередью не удастся, порой придется изо всех сил убегать от превосходящих сил противника, выманивать часть соперников из основной битвы и из последних сил искать спасение. Они совсем не глупы: они ловко уходят от преследования и действуют на диво слаженно. Часто паническое бегство врага оказывается хитрой ловушкой. За всю игру нет ни единого спокойного момента, когда воздушное пространство свободно от неприятеля.
Взгляд в небо
"Wings of War" предлагает нам кампанию из 12 исторических миссий (заданий), несколько видов обычных сражений "instant action" и возможность сетевой игры. В кампании можно играть только за англичан, в других вариантах игры - за обе воюющие стороны.
Каждая миссия состоит из десятка обязательных и нескольких дополнительных эпизодов. Создатели игры вложили всю свою фантазию в придумывание различных заданий для несчастного игрока. С пилотом случается все то, что в принципе может с ним случиться в небе начала XX века, и даже немного больше. Дуэли с асами, перехват разведчиков, уничтожение танков, охрана бомбардировщиков, погони за поездами, фотографирование местности, доставка сообщений, охота на дирижабли - это обычное дело для нашего героя. Он не ограничивается небом: с удовольствием катается также на поезде, броневике, грузовике, катере и на чем-то вообще неопознанном. Есть возможность полетать и на трофейных немецких самолетах.
Когда только начинаешь играть, кажется, что кампания состоит из хаотической последовательности ничем не связанных заданий. Только по прошествии нескольких миссий возникает ощущение логичности происходящего, какого-то общего сценария. Беспокойные метания по карте, в конце концов, ведут к одной цели.
Дополнительные эпизоды можно разделить на полезные и интересные. За полезные можно получить такие нужные вещи, как ракеты или броню. Впрочем, их же можно получить, просто подобрав спрятанный многогранник или уничтожив какую-нибудь фабрику. Цель интересных эпизодов - хоть какое-то разнообразие в буднях пилота ("лети туда - не знаю куда, сбей то - не знаю что").
Это важно: призовые объекты часто заботливо отмечены цветными флажками: красный - восстановление здоровья, синий - защита самолета, зеленый - усовершенствование двигателя, фиолетовый - запас ракет, желтый - бомбы, оранжевый - дополнительный пулемет, белый - временная неуязвимость.
В некоторых эпизодах включается таймер, требующий немедленного исполнения задания. Если вы знаете об этом, имеет смысл заранее расчистить воздушное пространство - до того, как "включат счетчик". Ограничение по времени не всегда отображается таймером: часто требуется избавиться от поезда до того, как он доедет до отмеченного на карте пункта назначения.
Возможность сохраниться в любой момент времени в "Wings of War", к сожалению, не предусмотрена. Игра записывается на диск после конца миссии или после того, как вы завершите один из ключевых эпизодов. Когда увидите надпись "игра успешно сохранена", можете спокойно выходить.
Это важно: игра сохраняется при уничтожении ключевых целей, отмеченных на радаре дискетой. Если вас угораздит погибнуть после этого - радуйтесь. Вы воскреснете в том месте, где последний раз сохранялись, да еще и с полным запасом здоровья. Но не дай бог вам сохраниться в неудачный момент - прохождение следующего эпизода (особенно охрана какого-нибудь бомбардировщика) может оказаться абсолютно невыполнимым.
Кроме моментов сохранения, в игре существуют точки возврата, с которых миссию можно начать заново. Они действуют, пока вы в игре, но при выходе - забываются. Это бывает даже полезно - иногда имеет смысл вернуться не к предыдущему эпизоду, а чуть раньше, чтобы повторить уже пройденный фрагмент.
За штурвалом
Управление самолетом доступно и новичку (хотя простота с лихвой компенсируется количеством противников). Впрочем, если бы мы хотели сложного управления, мы бы летали на чем-нибудь посовременнее, с сотней переключателей и полусотней индикаторов. На экране - только необходимая информация, да и ту можно отключить для большей правдоподобности.
Взлет и посадка не требуют специальных навыков. Все элементы управления в лучших традициях учебников для первого класса описываются в ходе начального инструктажа. Клавиши "вниз" и "газ" - все, что нужно для взлета.
Это интересно: говорят, что некоторые модели французских торпед должны были храниться вверх ногами. Для того, чтобы не запутаться, они маркировались соответственно: вверху было написано "низ", а внизу - "верх". Очень напоминает местное управление самолетом.
Пилотирование реализовано по принципу "чем удобнее, тем лучше". Возможности вашей боевой машины значительно превосходят характеристики настоящих самолетов начала века, однако все же далеко не безграничны. Выполнение самых сложных виражей не требует специальных навыков. Самолет сам стремится выровняться, так что пилот никогда не перепутает небо и землю. Есть даже ряд клавиш для автоматического выполнения фигур высшего пилотажа. Нажал кнопочку - получи "мертвую петлю". Впрочем, несмотря на такие комфортные условия, звучат жалобы на то, что отсутствует возможность полета назад: ведь это было бы очень удобно!
Степень повреждения самолета отображается обычным "здоровьем". Кроме того, самолет может быть окружен защитой (синяя линия). Чтобы добраться до вас, врагу сначала придется через нее пробиться.
Оружие бывает всего трех видов:
• Пулемет с бесконечным запасом патронов - основное средство защиты и нападения. Пулеметы бывают стационарные (управляются вместе с самолетом, только клавиатурой) и свободные (управляются мышью, пока самолет летит по траектории).
• Бомбы - это, как ни странно, взрывающиеся конструкции для сбрасывания на крыши наземных объектов.
• Ракеты - самое мощное оружие против всех типов целей. Не хочу знать, откуда в 1916 году взялись ракеты, отмечу только, что попадание во вражеское крыло часто более эффективно, чем в фюзеляж.
Это интересно: в начале войны самолеты вообще не имели вооружения. В частности, рекомендовалось, заметив самолет противника, полететь к нему навстречу и, пролетая над ним, сбросить на него гирю. Предлагалось также "искусным маневром вблизи летящего самолета образовать воздушные вихри, грозящие ему катастрофой". Кроме того, активно использовались тараны. Бомбы летчик сбрасывал вручную из кабины, а из огнестрельного оружия присутствовали только пистолеты и карабины. Пулемет на истребителе впервые появился только в 1915 году.
Вид из бомболюка позволяет сбрасывать бомбы и...фотографировать. У этого вида есть специальный прицел, показывающий, судя по всему, место, куда бомбы не попадут ни в коем случае. Лично мне было значительно удобнее сбрасывать их, сидя в основной кабине.
На крупных самолетах установлено сразу несколько огневых точек. Главному герою приходится бегать между ними, чтобы занять наиболее выгодное положение. Эффект сомнительный.
Для уничтожения врагов есть несколько основных приемов. Классический метод воздушной атаки - выход в хвост и методичный обстрел из пулемета. Для этого бывает полезно включить параметр Autothrottle (автоматическое управление скоростью). Получасовое преследование особо вертлявого противника может с успехом заменить медитацию.
Если же вражеский ас зашел вам в хвост, поможет разворот Иммельмана (клавиша End). Несколько секунд - и вот вы уже лицом к лицу. Одна ракета - и с противником (или с вами) покончено. Кстати, настоящий разворот Иммельмана выглядит совершенно иначе: на самом деле самолет должен подняться вертикально, повернуться в этом положении вокруг своей оси на 180 градусов и вернуться в горизонтальный полет. В случае же, когда соперник просто дышит вам в спину (то есть хвост), поможет мертвая петля (клавиша "Page Up"). Одно нажатие - и вы меняетесь местами. Причем сразу после выполнения фигуры становится понятно, почему мертвая петля получила свое название.
Кроме того, при форсированном двигателе удобно стрелять во врага издалека, целясь в бинокль (клавиша "O"). Попасть при этом довольно трудно, зато и вы в безопасности. Применять такую тактику стоит, если не хотите приближаться к десятку вражеских самолетов, хищно кружащих над заданным районом. Необходимое условие для применения - крепкие нервы: мы то подлетаем - то улетаем, то подлетаем - то улетаем.
Нет смысла подробно описывать все перипетии кампании, поскольку центр просто заваливает пилота ценными указаниями. Иногда так и ждешь: "Здесь поверни налево, а там посмотри направо". Что нужно сделать, понятно в подробностях - вот только как? Цель эпизода выделена миганием как точки на радаре, так и рамки вокруг противника на экране (видимо, где-то под штурвалом притаился бортовой компьютер). Все просто: мигающих врагов необходимо уничтожить, друзей - защитить. В описаниях миссий я остановлюсь на некоторых неочевидных деталях, позволяющих упростить решение сложных задач.
Это важно: ваши враги делятся на основных для текущего эпизода (мигающих) и остальных. Как правило, основных врагов сбить значительно легче. Уничтожать все цели не всегда обязательно: иногда достаточно долететь до определенной точки на карте. С другой стороны, иногда только по миганию можно догадаться о следующем задании.
Главное в сложных эпизодах - не сдаваться. Эти миссии придумал человек, а другой человек их прошел.
Мемуары аса
В 1915 году молодой английский пилот Бенджамин проходит обучение в летной школе и отправляется на север Франции, чтобы принять участие в важнейших сражениях Первой мировой. Там он проведет остаток войны, уничтожая вражеские истребители, перехватывая автоколонны и поезда, спасая коллег-пилотов и вызывая на дуэль немецких асов.
Новобранец (Newcomer)
Район города Верден (Verdun), зима 1916 года. После обучения в летнем лагере вас без промедления отправляют на линию фронта и после запутанного инструктажа сажают на худший из имеющихся самолетов - "Scout". Судя по всему, от вас требуют переломить ход войны, уничтожив все хоть немного важные военные объекты противника.
Историческая справка: к 1916 году Германия оказалась в угрожающем положении. Промышленность Антанты была мощнее и обладала большим доступом к ресурсам, поэтому промедление вело к полному поражению. Главные силы ударили в ключевую точку самого опасного фронта - французского, в районе города Верден. Операция началась 21 февраля 1916 года. За первые несколько дней Германия добилась серьезных успехов, но затем французские резервы смогли остановить наступление. Всего к операции немцами было привлечено 168 самолетов, а также 14 аэростатов.
После взлета игрока ждет пара несложных схваток с вражескими разведчиками. Затем потребуется ввязаться в серьезный бой над железнодорожной станцией противника. Хорошая реакция и летные навыки могут принести победу в лобовой атаке, однако есть несколько обходных маневров, способных облегчить пилоту жизнь.
Непосредственно перед боем дается возможность выполнить призовой эпизод - сбить одинокий разведчик, за это вам улучшат двигатель (вот она - пресловутая аркадность!). Справа от горы находится аэродром, где ждут своей очереди два самолета из резерва противника. Не позволим им подняться в воздух, уничтожив подобранными под соседним мостом бомбами! Остаток бомб приберегите для стоящего на станции поезда. Взорвать его довольно трудно, но игра стоит свеч - вас наградят дополнительным пулеметом. Кроме того, под ближайшим мостом спрятан запас брони (красивый пролет под мостом спасет не только мир, но и отдельно взятый самолет), а здоровье крылатого коня можно восстановить, уничтожив здание вокзала или пролетающие мимо аэростаты.
После охраны дружественного разведчика вам предстоит карусель из целей и заданий по уничтожению самолетов, пушек, автомобилей и "мест, обозначенных на карте крестом". Выделяется на этом фоне задача по бомбардировке мостов. Над мостом лучше пролетать вдоль, а не поперек - уничтожение опор далеко не всегда гарантирует его обрушение. Также полезно уделить некоторое бомбовое внимание баржам, проявляющим нездоровую зенитную активность.
Это интересно: как правило, зенитный огонь в начале Первой Мировой войны представлял собой неупорядоченную стрельбу из винтовок. Со временем были созданы специальные стрелковые секции для солдат, имевших опыт стрельбы по уткам и голубям. И только после этого против авиации начали использовать пулеметы.
После уничтожения еще ряда объектов сфотографируйте взорванный мост и станцию, где проходил наш первый большой бой. Кстати о больших боях - скоро предстоит еще один. Чтобы подготовиться к нему наилучшим образом, разбомбите отмеченную флагами фабрику - за это дают призовой пулемет и улучшают двигатель. Если вам и этого мало, за палатку на вершине горы можно получить еще один пулемет, уже четвертый (!) по счету. Наконец, временная неуязвимость спрятана в амбаре и выглядит, как белый многогранник (условия приобретения - самовывоз).
Заканчивается миссия взятием в плен пилота подбитого самолета. Для этого достаточно подлететь к нему поближе и напугать.
Позиционная война (Trench warfare)
Верден, весна 1916 года. Судя по всему, мы совершаем боевой вылет раз в квартал, зато выполняем план на полгода за всю эскадрилью. Мы находимся на той же карте, что и в предыдущей миссии, поэтому почти все недвижимые призы (дома, вокзалы, фабрики) остались на своих местах и ждут вас. А вот задания - совершенно новые и далеко не простые.
Историческая справка: с марта 1916 года война в районе Вердена велась на истощение сил противника. Немецкие генералы сравнивали ее ход с методичной осадой крепости. За три месяца войска продвинулись на расстояние около десяти километров.
Для начала найдите огромные пушки "Большая Берта". Чтобы командование поверило, что вы их и правда нашли, пролетите над ними на бреющем полете. Первая, если смотреть по карте, находится чуть выше пересечения третьей справа вертикали и четвертой снизу горизонтали. Остальные две - на одной линии юго-западнее первой.
Это интересно: немецкие пушки "Большая Берта" имели калибр 420 мм, длину 6,7 метра, стреляли на расстояние 15 км и обслуживались командой из 285 человек.
Следующие эпизоды сливаются в один сплошной круговорот. На этом фоне выделяется дополнительное задание, где вы должны пересесть с самолета на броневик и отстреливаться от преследователей, пока не будет доставлено сообщение. Результат - дополнительный пулемет. Также следует сказать о фабрике с оранжевым флагом. Это еще один пулемет. Рядом висит аэростат, добавляющий ракеты. Кроме того, некоторые транспортные средства позволяют поправить здоровье. Интересно, есть ли в какой-нибудь другой игре такие аптечки - мало того, что норовят убежать, так еще и отстреливаются...
Эпизод, в котором вам придется трижды защищать бомбардировщики и трижды же выполнять за них работу по уничтожению целей, свидетельствует о весьма своеобразном чувстве юмора разработчиков. Не торопитесь добивать цели: пока таймер не включен, можно уменьшить количество врагов в небе. Впрочем, как только вы сбиваете последний немецкий истребитель, сразу же прилетает еще парочка. Советую оставлять в небе ровно один - так безопаснее всего. Аналогичные эпизоды продолжаются до возвращения на базу.
Лето без отпуска (Unrestful rest)
Департамент Сомма (Somme), лето 1916 года. Новая карта и новый самолет ("Spade"). Местность в этой области весьма пустынна, и интересных объектов мало. Город на северо-западе карты - почти единственный источник разных вкусностей вроде здоровья, дополнительных ракет и пулеметов. Предлагаемые призовые задания не дают реального результата - за них, в основном, либо дают развитие двигателя, либо просто начисляют дополнительные очки. С другой стороны, довольно весело пересесть на немецкий "Eindecker", убедиться, что немцам еще неудобнее, и вернуться на свой самолет.
Историческая справка: битва на реке Сомма продолжалась с июля по ноябрь 1916 года. Чтобы отвести удар от Вердена, обороняемого французскими войсками, англичане ввязались в тяжелое противостояние с немцами на две сотни километров западнее. 1 июля 1916 года английская пехота пошла в атаку, оттеснив германские войска к линии Гиндербурга - системе железобетонных дотов. Потери союзников составили около 600 тысяч человек, а продвинулись войска всего на пару километров.
Эпизоды весьма разнообразны (достаточно для того, чтобы голова закружилась), задачи в них ставятся предельно четко. Хорошо налажено снабжение вашего самолета боеприпасами, причем прямо в воздухе.
Танки, которые в середине миссии предлагается найти и разбомбить, ждут в небольшой то ли деревне, то ли военной базе у реки. Когда будете искать их, взорвите железнодорожный мост - это облегчит жизнь в будущем. Заканчивается миссия уничтожением бронепоезда. Поезд действительно бронирован - используйте все оставшиеся бомбы и ракеты!
В преддверии бури (Waiting for the storm)
Верден, лето 1916 года. Возвращаемся на первую карту, чтобы сравнять с землей очередную немецкую армию. Эта миссия посвящена тотальному истреблению противника в кратчайшие сроки. Ну что ж, это мы любим и умеем.
Историческая справка: германские войска были вынуждены перегруппироваться для боев при Сомме, и активные действия летом были прекращены. В конце августа французские войска перешли в контрнаступление. Немцы сконцентрировали усилия на защите завоеванных укреплений.
Миссия начинается с уничтожения самолетов на время: если вы не сбили ни одного при первой лобовой атаке, скорее всего, придется переиграть эпизод. Оружие выдано с намеком: на два летающих врага - две ракеты. Следующий шаг - фотографирование местности. Cбив пару ближайших самолетов, можно не только избавиться от ненужных проблем, но и получить здоровье с защитой. Полезное с приятным в одном выстреле.
Следующие этапы заключаются в истреблении огромного количества самолетов, поездов и пушек. Если сразу после работы над поездом не полениться догнать автоколонну, можно получить еще один пулемет. Кроме того, возле железной дороги раскидано много всяческих призов. А для скоростного избавления от пушек придется потратить ракеты: времени в обрез.
После охраны бомбардировщика не упустите возможность полетать на немецком "Fisch": дополнительный пулемет не помешает. Пересесть на него предлагают на одном из вражеских аэродромов. Кстати, вокруг много призов, поищите. Принцип: где много врагов - там много и полезных вещей. Дальнейшие эпизоды не очень сложны: опознание чего-то непонятного, доставка сообщения и т.п. Когда вас попросят сбить несколько вражеских разведчиков - не экономьте ракеты, больше в этой миссии они нигде не пригодятся.
Последний эпизод миссии - охрана десятка палаток, объединенных гордым названием "крепость". Упав с высоты метров пять-десять прямо в вышку, наш герой приобретает способность с помощью единственного пулемета отбиться от десятка самолетов и дюжины наступающих броневиков.
Битва за крепости (Fight for fortresses)
Верден, осень 1916 года. Пришло время последней миссии на карте, уже ставшей родной. Нам предоставили красивый, юркий, но не слишком мощный самолет - "Silverfish". Такие качества оказываются очень кстати, так как миссия посвящена борьбе за господство в воздухе.
Историческая справка: Верденская операция длилась всю осень. Французские войска медленно отвоевывали свои укрепления, брошенные весной. К декабрю войска вернулись на февральские позиции. Всего под Верденом погибло около миллиона человек.
Первое задание - сбить бомбардировщики до того, как они подлетят к крепости. Хитрость заключается в том, что после смерти первой группы врагов вам добавят ракет. Достаточно не гнаться за двумя зайцами, чтобы без труда закончить работу.
Следующий эпизод - разнести в пыль несколько пушек. В этот момент вы можете выполнить ряд несложных дополнительных эпизодов. Охота на бомбардировщики увеличит ваши очки, автоколонна и поезд добавят по пулемету, а второй поезд - здоровье. Задание помогут выполнить бомбы, полученные за близлежащую фабрику. Местные амбары также заслуживают внимания.
Далее вас ждет несколько эпизодов по уничтожению различных объектов и доставке сообщений. Обратите внимание: в местности, куда вы отвозите почту, много дополнительных целей. Не соглашайтесь на упражнение по прицельному бомбометанию: это слишком негативно скажется на вашем боезапасе! Кстати, вместо того, чтобы сразу лететь выполнять задания, можно ввязаться в дуэль с немецким асом (он в пестром самолете). Правда, сбить его все равно не удастся.
Это интересно: по мнению разработчиков, самолеты асов оснащались броней куда лучше танков! После прямого попадания трех ракет враг, не получив сколько-нибудь серьезных повреждений, пообещал отомстить и улетел со скоростью "Тысячелетнего сокола".
После защиты бомбардировщиков героя ждет воздушный бой. Основная сложность в нем - не попасть в своих же коллег. Затем вы сможете похитить уже знакомый "Fisch", пополнив при этом боекомплект. А вскоре после этого вам представится возможность пересесть на тяжелый двухместный истребитель "Gunbus". Бомбардировка деревни, которую разработчики почему-то назвали "крепость на колесах" ("train fortress"), завершит миссию. Берегитесь зенитного огня!
Жаркая зима (Hot winter)
Департамент Сомма, зима 1917 года. Снова пришло время активных боевых действий, но в этот раз перевес на нашей стороне. Снег бьет в лицо, ваш "Spade" плохо слушается штурвала, но выбора нет - вперед!
Историческая справка: к 1917 году Германия исчерпала промышленные и людские ресурсы. Антанта предвкушала победоносное наступление на всех фронтах, но немецкие войска провели неожиданное отступление. Союзникам пришлось ограничиться локальными ударами по уходящим войскам.
"Где-то я уже это видел", - подумал я, познакомившись с первым заданием: избавиться от бомбардировщиков. Последовавший бой оказался сложным, но мы еще летом узнали, где на этой карте много призов. Дальше нас ждет два варианта развития событий. В первом вам предлагают, сидя на аэростате, отражать вражеские атаки. Если решите пойти по этому пути, не забывайте переключаться между боевыми постами. Второй путь легче: нужно разбомбить резерв, спешащий к врагу. Автоколонны просто набиты всевозможными премиями, а за выполнение задания дают пулемет.
Следующая задача - не дать вражеской артиллерии переломить ход боя. Сразу после сброса бомб вас ненавязчиво (выключением двигателя) пригласят сесть у железнодорожной станции. Для размышлений о том, кто еще управляет нашим самолетом, нет времени: впереди безумная поездка на поезде (у состава четыре пулеметных поста, причем передний носит номер три). Путешествие продолжается на грузовичке, причем герой в одиночку должен уничтожить десятка три броневиков и дирижабль. Эпизод традиционно завершается воздушным боем.
После боя есть и призовой эпизод: угнать новый немецкий истребитель "Whiff". За это дают еще один пулемет, но он нам уже не нужен. Для того, чтобы завершить миссию, нам нужно всего лишь разбомбить пару фабрик, десятка четыре автомобилей, группу танков и поезд (новогодний, если судить по количеству разноцветных флажков).
Дуэль над дамбой (Duel over the dam)
Аррас (Arras), зима 1917 года. Немцы забрались высоко в горы, и прогнать их обратно в поля смогут лишь ваши пулеметы (на севере Франции есть горы?!).
Историческая справка: в марте войска Германии отошли к линии Зигфрида - заранее подготовленным оборонительным укреплениям. Весной англичане и французы сделали попытку перейти в наступление по всему фронту, но не добились желаемых результатов.
Миссия начинается мирно: с доставки офицера разведки на соседний аэродром. Ваш нынешний самолет явно не предназначен для воздушных боев, так что остается лишь держаться поближе к земле. Зато в следующих эпизодах новый "Dolphin" позволит отвести душу на автоколоннах, дирижаблях и всевозможных самолетах.
После уничтожения конвоев создатели игры предлагают весьма любопытное задание. Ничего необычного в цели нет, зато зрелище пятитонного бомбардировщика "Felix", выполняющего мертвую петлю, запоминается надолго. Перед следующим эпизодом - фотографированием - стоит очистить небо от противника.
Дальнейшие эпизоды подчинены одному принципу: бомбить, бомбить и еще раз бомбить. Если станет слишком жарко, можно передохнуть и восстановить здоровье в промышленной зоне на северо-востоке карты. Там вас ждут и дополнительные бомбы, и ракеты, и защита. Не пропустите два больших ангара!
Есть в миссии место и наземным действиям. Сначала придется защитить дамбу (это несложно - она на удивление крепкая), а затем проехаться на грузовичке. Хитрость в том, чтобы обращать внимание только на догоняющие вас бомбардировщики. Тяжелые самолеты противника освоили только один вид атаки: сзади. С гордостью за себя возвращаемся в небо.
Эта миссия называется "дуэль"?! Наш герой один против трех десантных дирижаблей и двух десятков самолетов - что-то новое в дуэльной практике. Для уничтожения вражеских транспортов придется применить все виды оружия. Начинать стоит с южного, поскольку он восстанавливает здоровье.
Летнее наступление (Summer offensive)
Аррас, лето 1917 года. Летняя миссия в горах явно создана для того, чтобы игрок отдохнул после переживаний прошедших сражений. Не требуется больше нестись куда-то с энергией влюбленного носорога и бросаться на десяток врагов. Зато будет возможность поплавать на катере, прокатиться на грузовике, полетать на аэростате. На первое место выходит мастерство игрока как снайпера и аса воздушных боев, а не исполнителя заданий командования.
Историческая справка: летом 1917 года войска Англии и Франции провели несколько наступательных операций, носивших тактический характер. В целом армии оставались на своих позициях, лишь захватывая наиболее важные участки местности.
В середине миссии немцы перейдут в массированное наступление, поэтому стоит поберечь спрятанные в долине призы до этого момента. Эпизод по защите своего командования - хороший повод для тренировки прицельного выкидывания бомб.
Конец миссии идеален для снятия напряжения. Мы наконец-то сможем взорвать ту самую дамбу, которую защищали на протяжении полудюжины эпизодов еще с зимы! Вид прорвавшейся воды прекрасно успокаивает нервы. В этом месте замечен баг: дамба неуязвима, пока вы не собьете мигающий самолет.
Кульминация для асов (Aces high)
Ипр (Ypres), лето 1917 года. Предлагаемая нам карта словно сошла с картин художников-фантастов: на ней разветвленная сеть ущелий, прилепившиеся к уступам скал хижины, живописные пещеры. Эта местность предназначена для демонстрации класса пилотов, а не для боевых действий. Не случайно большинство дополнительных заданий - пролететь между скал за ограниченное время. Чего стоят только гонки с немецким асом без единого выстрела!
Это интересно: основной принцип этой карты - красота. Если нужно поправить здоровье или найти боеприпасы - ищите место, где можно выполнить эффектный трюк.
Нет смысла описывать сценарий миссии: он отошел глубоко на второй план. И дуэль с асом, и атака дирижаблей, и конец миссии на немецком "Hawk" требуют не хитрости, а скорости и мастерства. Стоит научиться действовать вместе с коллегами-англичанами - они на удивление полезны.
Исчезновение угрозы (End of the threat)
Ипр, зима 1918 года. Пришло время применить опыт, полученный в прошлой миссии. Восемь полноценных боевых эпизодов потребуют полной отдачи от пилота. Уже в первом приходится стартовать с обстреливаемого аэродрома. Далее представлена вся ширина фантазии разработчиков - от бомбардировок конвоев до охоты на дирижабли. При войне придется активно использовать местность: не все противники могут увернуться от скалы. Окрашенный в гранатовые тона закат, тучи врагов и шум взрывов создают образ ада на земле - таков конец миссии.
Историческая справка: революция в России позволила Германии сконцентрироваться на западном фронте. В марте немецкие войска начали наступление на оборону Антанты. Это наступление продлилось всю весну, но разбить англо-французскую коалицию так и не удалось.
Стоит послушать обсуждение заданий до конца. Последний эпизод проходит в жестких временных рамках, и часть задания желательно выполнить заранее. В долине на севере карты спрятан ряд укреплений, которые должны быть смешаны с землей. Время для этого лучше выбрать самому.
Разоблачение страха (Unveiling of terror)
Жоржетта (Georgette), зима 1918 года. На карте развернулись масштабные военные действия, и нам отведена главная роль: десятки важных целей ждут - не дождутся наших пуль и ракет. При желании можно обнаружить множество различных призов. Они более-менее равномерно распределены по всей карте, так что найти место для отступления обычно легко.
В начале миссии свободу не предоставляют - времени хватает лишь на то, чтобы долететь от одной мишени до другой. Разнообразия можно достигнуть, доставив начальству сообщение в дополнительном эпизоде. Награда за почтовые услуги - пулемет.
Следующий шаг - защита фабрики. Для этого не нужно делать ничего особенного: просто уничтожьте заданное количество врагов. А после этого придется проехаться на грузовичке. Атакующие самолеты отмечены как обязательные цели, но, на самом деле, достаточно расправиться с наземными целями.
Дополнительное задание по уничтожению поезда не приносит ничего полезного, зато вооруженная поездка на автомобиле по чужому аэродрому дает ощутимое преимущество в будущем. В последующих эпизодах важно относиться к ракетам не слишком расточительно: воздушные бои будут длиться долго. Заканчивается миссия уничтожением двух огромных пушек "Дора". Или "Дура"? В общем, это такие большие бандуры.
Последний патруль (Last patrol)
Жоржетта, лето 1918 года. Конец войны. Последняя и самая сложная миссия.
Историческая справка: в ходе весенних наступлений Германия окончательно лишилась былой мощи. Разгромить армию Антанты не удалось, а летом им на помощь прибыло американское пополнение. Отчаянный июльский удар не принес ожидаемых результатов. В конце лета войска союзников перешли в наступление по всему фронту. После двухмесячного отступления 11 ноября 1918 года немцы признали свое поражение.
Первый эпизод - сопровождение легкого бомбардировщика. Слово "легкий" в данном контексте означает, что он разваливается даже от дуновения ветра. Впрочем, нападающих тоже не слишком много. Далее - привычно доделываем работу за коллег и начинаем воздушный бой.
При уничтожении поезда с газом не подлетайте слишком близко: ядовитые облака убьют пилота. Затем вам предстоит стать стрелком на самолете с сумасшедшим пилотом - вряд ли можно объяснить эти маневры чем-то, кроме тяжелого душевного расстройства. В этом головокружительном аттракционе нужно всего лишь выжить несколько минут. Это нелегко. После уничтожения дирижаблей и бомбардировок начинаются схватки в воздухе.
Последний эпизод - дуэль с немецким асом Максом. С самого начала игры он регулярно появлялся, чтобы подстроить нам мелкую пакость в самый ответственный момент. Перед сражением нас ждет неприятный сюрприз - пропадают все ракеты. Судя по всему, последнее убийство нужно совершить с помощью пулемета. С другой стороны, можно заранее разведать места для пополнения ракетного запаса и подойти к встрече во всеоружии. Трижды Макс будет перепрыгивать с подбитого самолета на запасной, но ему все равно не уйти.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО Первая мировая война
Первая мировая война началась летом 1914 года. Поводом к ее началу стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Противоборствующими сторонами были Центральные державы (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанта (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, США и другие государства). Основные боевые действия проходили на территории Франции и Бельгии, в Восточной Европе, на итальянском фронте, на Балканах и Кавказе.
В 1914 году центральные державы провели успешное наступление на французском фронте, но в 1915 году были вынуждены перебросить силы для борьбы с Россией на востоке. В 1916 году войска Антанты перехватили инициативу. 1916 и 1917 годы прошли с переменным успехом, а в 1918 году англо-французская армия при поддержке американцев добилась победы. Осенью этого года последовательно капитулировали Болгария, Турция, Австро-Венгрия и Германия.
За время войны погибло десять миллионов человек.
Пилоты Первой мировой
Благодаря французскому офицеру де Розу многие летчики вошли в историю как асы. Он создал специальную систему регистрации и подсчета побед каждого пилота. Титул аса и известность авиатор получал после пяти воздушных побед. Обычно требовался свидетель гибели врага, но многим знаменитым асам верили на слово. За воздушную победу засчитывалось и уничтожение аэростатов, которые были хорошо защищены.
Самым знаменитым асом стал немец Манфред де Рихтгофен, известный как "Красный барон". На его счету было 80 воздушных побед. Его гибель в апреле 1918 года стала национальной трагедией для Германии, сильно понизив боевой дух солдат.
Истребители были элитой авиации. Известные асы устраивали между собой рыцарские дуэли один на один. Впрочем, нередко вызов на дуэль был ловушкой, и аса ждали сразу несколько неприятельских истребителей. Иногда рыцарские отношения доходили до того, что пилоты прилетали на похороны почтить память вражеского летчика.
За войну погибло несколько тысяч летчиков. Подсчитано, что среднее время их жизни после летной школы было три недели. Долгое время ни англичане, ни немцы не выдавали летчикам даже парашюты, чтобы они не покидали кабины до самого конца.
О невидимках
Первый в мире самолет-невидимку построили немцы в 1917 году. Прозрачный материал "целлон" использовали как обшивку. Целлоном покрыли несколько небольших самолетов-разведчиков и даже один тяжелый бомбардировщик. Самолет действительно становился менее заметным, но сделать прозрачными летчиков так и не удалось.
Внимание! Только зарегистрированным пользователям доступна ссылка на скачивание.